Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 18.04.2024 : 94,3242
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 18.04.2024 : 100,2787

Что погубило самолет Леха Качиньского

Взрыва и пожара на борту потерпевшего катастрофу 10 апреля под Смоленском польского самолета Ту-154 не было. Об этом заявил генпрокурор России Юрий Чайка. Напомним, что польский правительственный Ту-154 разбился утром 10 апреля. На этом самолете летела в Катынь официальная польская делегация, возглавляемая президентом страны Лехом Качиньским, для участия в мемориальных мероприятиях. В результате катастрофы погибли все 96 человек, находившихся на борту.

К настоящему времени эксперты установили, что до самого столкновения с землей двигатели самолета находились в рабочем состоянии. Таким образом, версия о возможном теракте становится всё более несостоятельной.

Между тем, это заключение экспертов не дало ответа на самый главный вопрос: что послужило причиной катастрофы? Интрига состоит и в том, что Генпрокуратура РФ направила польской стороне запрос о проведении на польской территории следственных действий по этому делу. Об этом сообщил 6 мая генпрокурор России Юрий Чайка во время встречи со своим польским коллегой Анджеем Сереметом. Он выразил надежду на то, что "помощь польских коллег будет такая же эффективная, как наша работа по их запросам".

Прошел почти месяц со дня этой трагедии. Однако до сих пор следствие так и не установило истинные причины катастрофы. К настоящему времени эксперты, расследовавшие обстоятельства катастрофы, пришли к выводу, что пилоты польского самолета, "до последнего момента могли избежать крушения", но допустили роковую ошибку. Они стали заходить на посадку, несмотря на имеющееся предупреждение о плохой видимости. И при подлете, как свидетельствуют эксперты, экипажу стало ясно, что самолет может не попасть в заданную точку приземления.

С их слов, "командир корабля допустил роковую ошибку. Он включил форсаж, по неустановленной пока причине качнул самолет вправо и одновременно попытался набрать высоту с разворотом. В результате лайнер крылом зацепил макушки деревьев, после чего самолет потерял управление". Но если бы он, включив форсаж, начал набирать высоту по прямой линии, то мог избежать столкновения с землей.

Однако это не даёт ответа на вопрос, почему польские лётчики попытались посадить авиалайнер в таких сложных метеоусловиях? К тому же им предлагали аж три альтернативных варианта посадки - в Москве, Минске и Витебске, который находится всего в 100 км от Смоленска, и откуда без проблем можно было бы доехать до Катыни на автомашинах.

Интересная деталь: российские авиадиспетчеры из смоленского аэропорта "Северный", на котором пытался сесть польский самолет, утверждают, что его экипаж сделал это, не имея их разрешения. Одна из версий, почему это произошло, состоит в том, что авиадиспетчеры и пилоты плохо понимали друг друга. Однако польские СМИ утверждают, что летчики, особенно капитан воздушного судна, в совершенстве знали русский.

Многие СМИ, не только российские, но и иностранные, высказывали предположение, что возможной причиной крушения стало "внешнее давление" на экипаж воздушного судна. В частности, подобную версию приводит издание Telegraph.

Поводом к появлению подобных суждений стали откровения пилота Леха Качиньского, отказавшегося сажать в августе 2008 г. правительственный борт в похожих условиях в Тбилиси. По его словам, глава Польского государства оказывал на него давление, требуя приземлиться, невзирая на плохие погодные условия. Тот не подчинился и был за это уволен.

Версия "о внешнем воздействии" на экипаж стала еще более популярной в последние дни, после получения данных расшифровок самописцев "черных ящиков" разбившегося авиалайнера. Из этих записей стало ясно, что в кабине пилотов находился посторонний человек.

Кто же он? Его имя, как сообщают официальные источники, не раскрывается в интересах еще продолжающегося следствия. И эта таинственность вызывает ещё большие разговоры относительно того, что это президент Польши Лех Качиньский отдал приказ заходить на посадку.

Между тем, официальные лица самой Польши стремятся затушевать этот факт. Так, экс-начальник управления государственной безопасности Польши генерал Громослав Чемпиньский считает, что присутствие в кабине пилотов при посадке посторонних отнюдь не говорит о том, что на экипаж оказывалось давление. Интересная деталь: по сути, Чемпиньский косвенно признал, что в кабине пилотов мог находиться кто-то из представителей польского руководства. По признанию бывшего главного "рыцаря плаща и кинжала" Польши, для его страны в порядке вещей практика, когда к лётчикам во время полета заходят высокопоставленные лица.

Впрочем, даже Громослав Чемпиньский считает, что со стороны лётчиков при посадке в сложных метеоусловиях приглашать к себе постороннего человека, не имеющего отношения к лётному делу, было бы очень неосмотрительно.

Кое-кто попытался даже на этой трагедии спекулировать. Например, один из особенно настроенных русофобски депутатов польского сейма заявил о том, что в произошедшей трагедии виновна российская сторона. Но насколько изменилось отношение к России после всего случившегося в Польше в целом и насколько там популярна версия относительно того, что не последнюю роль в катастрофе сыграли возможные действия самого Леха Качиньского? Этот вопрос корреспондент Newsinfo.Ru задал эксперту по Польше, директору Международного клуба "Открытый диалог" Григорию Амнуэлю.

"Версия о том, что погибший президент Польши воздействовал на экипаж, не находит никакого подтверждения, - уверяет эксперт. - Ведь его голос легко можно идентифицировать. Кто был в момент трагедии в кабине пилотов, пока неизвестно. Это могли быть даже стюарды.

Что касается России - то её никто не винит в этой страшной трагедии. Польское общество и руководство показали зрелость и не стали никого обвинять, хотя представители других стран на их месте могли бы повести себя по-другому. Причем большая заслуга в этом покойного Леха Качиньского, который во многом и содействовал достижению этой зрелости.

В польском обществе произошедшее считают продолжением катынского горя. Поляки называют Катынь "Голгофой польского народа". А катастрофа президентского самолета, произошедшая рядом с этим страшным местом, считается продолжением этой самой Голгофы. В истории человечества не было такого случая, чтобы в одну секунду государство лишалось сразу 70 высокопоставленных деятелей. И все надеются на то, что пролившаяся там 10 апреля кровь будет последней.

Причем многие поляки, учитывая степень их религиозности, считают случившееся Божьим промыслом, который понимают по-своему. Однако все в Польше заметили, включая прессу и церковь, что российское руководство и общество проявили себя в этот страшный момент с самой лучшей человеческой стороны. Это было подчёркнуто даже на поминальной службе в Кракове. Польский народ увидел, что Россия скорбела в этот момент вместе с ним", - подытожил Григорий Амнуэль.

Мемориал советским солдатам в центре Кишинева власти решили модернизировать

Мемориал советским солдатам в центре Кишинева власти решили модернизировать

Решение будет зависеть от депутатов столицы. Россияне, которые были в столице Молдавии, отметили плохое состояние объекта. Памятник зарос травой, там нет охраны и камер наблюдения, а также стендов с информацией.

Германия не ответила МИДу России о признании геноцидом преступления фашистов в СССР

Германия не ответила МИДу России о признании геноцидом преступления фашистов в СССР

МИД РФ: ФРГ не ответила на требование признать актом геноцида преступления нацистов в СССР

Ученые в Самаре начали испытания прототипа наноспутника для исследования Земли

Ученые в Самаре начали испытания прототипа наноспутника для исследования Земли

В Самаре начались испытания прототипа наноспутника "Аист-СТ" для радиолокационного мониторинга поверхности Земли.

"Делимобиль" значительно расширил свой грузовой автопарк, добавив 100 фургонов Sollers Atlant

Решение о расширении грузового автопарка было принято в контексте растущей потребности в малотоннажном грузовом транспорте, особенно среди онлайн-торговцев и предпринимателей.