• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

Роскосмос и ЕКА договорились о сотрудничестве по марсианским проектам

Роскосмос и Европейское космическое агентство (ESA) подписали соглашение о сотрудничестве по марсианским проектам "Экзомарс" (ExoMars) и "Фобос-Грунт". Руководитель федерального космического агентства Анатолий Перминов и глава ESA Жан-Жак Дорден подписали бумаги на авиасалоне МАКС-2009, сообщает ИТАР-ТАСС.

Читайте по теме: На Марсе нашли марсианина

Читайте также: Россия начала готовить человека к полету на Марс

"Экзомарс" - марсоход, оснащенный большим количеством научных приборов для проведения различных экспериментов. Из-за недостатка средств Европейское космическое агентство вынуждено было урезать функционал аппарата. Чтобы облегчить финансовое бремя, ESA приняло решение работать над проектом вместе с NASA. Запуск "Экзомарс" несколько раз переносили. Последняя дата старта аппарата - 2018 год.

Читайте также:
Корабли для полетов на Луну и Марс Россия будет собирать в космосе

Читайте также: NASA и Роскосмос договорились о "Союзе"

В рамках подписанного на авиасалоне соглашения ESA сможет приобрести в России детали, необходимые для конструирования системы энергоснабжения аппарата. Кроме того, европейское космическое ведомство сможет использовать российскую ракету-носитель "Протон" в качестве резервной. Некоторые пункты соглашения относятся к сотрудничеству по работе на наземных комплексах. Сотрудничество по проекту "Фобос-Грунт" предполагает использование европейских наземных станций для обеспечения связи с аппаратом. Автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт" предназначена для доставки на Землю образцов грунта спутника Марса Фобоса. В задачи аппарата также входит уточнение размеров и формы спутника и картирование его поверхности. В феврале 2009 года появилась информация, что на борту "Фобос-Грунт" на Фобос могут быть запущены живые организмы.

Отметим, недавно стало известно, что Индия приступает к реализации нового масштабного эксперимента в освоении космоса — отправке научно-исследовательского аппарата к Марсу. Техническое обоснование проекта уже подготовлено, и теперь эксперты приступают к детальной проработке научной программы полета. На осуществление задуманного правительством выделены «стартовые» ассигнования в размере 100 миллионов рупий, или 2,13 миллиона долларов.

По предварительному плану, для запуска намечены три «окна», наиболее оптимальные для выполнения миссии, — в 2013, 2016 и 2018 годах. Создаваемый ИСРО аппарат будет иметь массу в 500 килограмм и нести на борту различное оборудование, предназначенное для изучения космического пространства и самой планеты.
Окрыленные успехом первой индийской лунной экспедиции, специалисты не сомневаются в том, что им по силам и более сложные задачи. Для запуска аппарата к Марсу будет использована отечественная ракета серии GSLV, которая уже доказала свою надежность и эффективность.

Ещё летом 2006 года Институт медико-биологических проблем ИМБП РАН официально объявил о наборе добровольцев, желающих принять участие в эксперименте по моделированию пилотируемого полета на Марс. После чего для участия в эксперименте "Марс-500" были отобраны пять мужчин из России и других стран мира. Российские ученые в последнее время пытаются выяснить, как на организм человека будет влиять космическая радиация в ходе длительных межпланетных перелетов. Поскольку проводить эти исследования на людях нельзя, опыты ставятся на обезьянах. Причем, эксперимент будет длиться не один год. Исследования воздействия радиации на организм человека - это одна из составных частей подготовки полета на Марс, которая рассчитана на несколько десятилетий. По словам специалистов, радиационный риск - самый высокий в ходе будущего полета на Красную планету. Он затрагивает три аспекта: физиологический (здоровье и жизнь космонавтов), эргонометрический (работоспособность экипажа) и технический (бесперебойная работа приборов корабля).

Марс — четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Эта планета названа в честь Марса — древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Иногда Марс называют «Красная планета» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей оксидом железа(III). Марс — планета земной группы с разреженной атмосферой. Особенностями поверхностного рельефа Марса можно считать ударные кратеры наподобие лунных и вулканы, долины, пустыни и полярные ледниковые шапки наподобие земных. Марсианский потухший вулкан Олимп — самая высокая гора в Солнечной системе, а Долина Маринера — самый крупный каньон. Помимо этого, в июне 2008 три статьи, опубликованные в Nature, представили доказательства существования в северном полушарии Марса самого крупного известного ударного кратера в Солнечной системе. Его длина 10 600 км, а ширина 8500 км, что примерно в четыре раза больше, чем крупнейший ударный кратер, до того также обнаруженный на Марсе, вблизи его южного полюса.[4] В дополнение к схожести поверхностного рельефа, Марс имеет период вращения и смену времён года аналогичные земным, но его климат значительно холоднее и суше земного.
У Марса есть два естественных спутника, Фобос и Деймос (в переводе с древнегреческого — «страх» и «ужас» — имена двух сыновей Ареса, сопровождавших его в бою), которые относительно малы и имеют неправильную форму. Они могут быть захваченными гравитационным полем Марса астероидами, подобными астероиду 5261 Эврика из Троянской группы.

Раньше многие исследователи полагали, что на поверхности Марса есть вода в жидком виде. Их предположения были основаны на наблюдениях за периодическими изменениями в светлых и тёмных участках, особенно в полярных широтах, которые были похожи на континенты и моря. Тёмные борозды на поверхности Марса интерпретировались некоторыми наблюдателями как ирригационные каналы для жидкой воды. Эта иллюзия была разрушена после первого пролёта на Марс космического аппарата Маринер-4 в 1965. Тогда было доказано, что эти борозды на самом деле не существовали, а были оптическим обманом. 31 июля 2008 года вода в состоянии льда была обнаружена на Марсе космическим аппаратом НАСА «Феникс». Нынешнее открытие обнадеживает ученых, ведь через 20-30 лет, когда начнется освоение Марса, ледники станут источниками необходимой для колонизаторов планеты воды.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.