Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 28.03.2024 : 92,5919
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 28.03.2024 : 100,2704

Учить будут столько студентов, сколько Фурсенко скажет

В среду состоялось совещание министра образования РФ Андрея Фурсенко с ректорами российских ВУЗов. Главное, на что делал упор министр – это востребованность выпускников сегодняшней экономикой. Обучать по невостребованным специальностям – значит «создавать у людей иллюзию, что государство в перспективе трудоустроит их». Точнее, обучать-то можно – но вот самостоятельно заниматься перераспределением бюджетных мест ВУЗы не должны. То количество мест, которое им выделено министерством образования - «вполне соответствует перспективам рынка труда», заявил министр. И коррективы в сторону невостребованных специальностей недопустимы.

Читайте по теме: В Рособрнадзоре оправдались перед Медведевым за обман по ЕГЭ

Первыми в списке невостребованных специальностей значатся юристы и экономисты. Почти треть всех российских студентов учится на соответствующих факультетах – а рабочих мест для них нет. Здесь с министром нельзя не согласиться: единственной мерой может быть только сокращение набора на эти специальности.

Но дальше в лес – больше дров. По словам Фурсенко, задача ВУЗов – сориентировать абитуриентов на то, что будет востребовано экономикой. А вот с этим согласиться трудно. Главная задача ВУЗа – дать качественное образование студенту, уже выбравшему тот или иной факультет в соответствии со своими интересами и представлениями. Подготовленный в своей области выпускник работу найдет.

А вообще интересная ситуация получается. Итак, возможности самостоятельно маневрировать местами в зависимости от положения в регионе у ВУЗов отбирают – мол, Центру виднее. Предполагается, видимо, что ежегодно Минобразования будет корректировать спускаемые ВУЗам квоты бюджетных мест в зависимости от «востребованности» тех или иных профессий экономикой. А разве регионам не виднее, кого им в первую очередь необходимо готовить? При этом пока что сам Центр почти ничего не делает для трудоустройства самих выпускников, о проблемах с которым так активно заявляет г-н Фурсенко. Сохраняется острый дефицит подготовленных кадров в регионах, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке – но при масштабных планах правительства по региональному развитию специалистов потребуется еще больше. Если бы министерство образования выступило с инициативой о введении всеобщего обязательного трудоустройства выпускников на работу - хотя бы на год – на российские предприятия и учреждения, то это, по крайней мере, компенсировало бы ограничение возможностей ВУЗов по набору студентов на те или иные специальности. А главное, сложного в этом особенно ничего нет: региональные предприятия и учреждения подают заявки на специалистов, в которых нуждаются, после чего по распределению выпускники выезжают на работу.

Так удается решить сразу несколько проблем. Во-первых, трудоустройство и заработная плата гарантируются, что тем более важно в свете кризисных явлений в экономике. Во-вторых, молодой специалист гарантированно приобретает опыт работы по специальности, который приветствуют (а зачастую требуют) в большинстве своем работодатели. Так решается вопрос и с дальнейшей карьерой выпускников, отработавших год или два по распределению. В-третьих, глубинка получает специалистов, а не все они концентрируются в крупных городах, обрекая периферию на вымирание. Наконец, сами выпускники получают возможность, работая в том или ином регионе, гораздо лучше почувствовать свою же страну.

Но Минобразования, похоже, решил следовать в подготовке кадров веяниям рынка. Невостребован рынком – учить незачем. В 2007 году г-н Фурсенко выразил свои воззрения предельно четко: «Зачем готовить педагогов, если в школу идет от 8 до 30% выпускников? Они не хотят работать учителями». Не хотят, действительно – потому что зарплата молодого специалиста, пришедшего в школу и не имеющего стажа, не позволяет ему нормально жить, не говоря уже о том, чтобы обзаводиться семьей. Будь в отрасли конкурентноспособная заработная плата – люди бы туда стремились – и как следствие, повышались бы требования к педагогам, да и с «востребованностью» вопрос бы не стоял. То же самое – с филологами, историками, словом – гуманитариями. Но г-н Фурсенко этого то ли не понимает, то ли понимать не хочет. Ставка сделана на расширение подготовки специалистов лишь для тех секторов науки и промышленности, которые обеспечивают немедленную отдачу.

«Будет очень обидно, если мы на выделенные бюджетные места в одном случае не найдем абитуриентов, а в другом случае для желающих не хватит бюджетных мест», заявил на совещании с ректорами г-н Фурсенко. Действительно, будет обидно. Но только такая «сверхцентрализаторская» модель, при которой только Минобразования будет следить, кому, где, сколько и каких специалистов готовить, едва ли снимет существующий перекос.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России примерно на треть повысилась цена на рыбные консервы

В России примерно на треть повысилась цена на рыбные консервы

Причина – рост экспорта и рост стоимости перевозок.

Врач Шамаева выделила продукты, которые могут провоцировать развитие гастрита и других заболеваний ЖКТ

Врач Шамаева выделила продукты, которые могут провоцировать развитие гастрита и других заболеваний ЖКТ

Среди выделенных врачом продуктов: энергетические и газированные напитки, лимонады, мясные полуфабрикаты, ненатуральные соусы, продукты с высоким содержанием сахара, жаренные на масле и высококалорийные продукты, фастфуд, специи, а также длительный прием нестероидных противовоспалительных препаратов и вредные привычки, такие как курение и употребление алкоголя.