Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 28.03.2024 : 92,5919
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 28.03.2024 : 100,2704

Новые фантазии Фурсенко, или страшный опыт с высшем образованием

«Цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи!» - этим лозунгом смело мог бы вооружиться министр образования и науки Андрей Фурсенко, планируя изменения в структуре нынешней системы высшего образования и науки. Однако вопросов к этим планам (и к его авторам) едва ли не больше, чем ответов.

Процесс перестройки системы образования и науки в следующем году, как ожидается, пойдет по трем основным направлениям. Во-первых, будет закрываться ряд как государственных, так и частных ВУЗов, которые не способны обеспечить качественное образование. В первую очередь начнут с филиалов. Как заявил г-н Фурсенко, «все эти вещи будут происходить не в административном порядке, а будут в зависимости от того, могут ли они набрать или не могут набрать студентов». Правда, в качестве возможных мер административные тоже фигурировали – например, не продление лицензии образовательному учреждению или прекращение приема на первый курс.

Связь качества образования со способностью ВУЗа набирать студентов у г-на Фурсенко, видимо, прямая. Что же, попробуем логически продолжить мысль. Наверное, и внутри ВУЗа можно выделить «более» и «менее» качественные направления. Скажем, если на одну кафедру на том или ином факультете стабильно приходит большое количество студентов, а на другую – нет, то это заведомо заранее признак «некачественности» получаемого там образования? Вовсе нет. В качестве примера приведем ситуацию на историческом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова. На кафедру истории России с древнейших времен до начала XIX века стабильно приходит обучаться не более 5 человек в год (притом, что на потоке – порядка 130 человек). Наоборот, кафедры истории России ХХ-XXI века или новой и новейшей истории стран Европы и Америки ежегодно собирают большой «урожай» желающих специализироваться по ним. Так что же, положить количество студентов во главу угла и ликвидировать, скажем, кафедру истории России до XIX века под предлогом «некачественности»? Абсурд. Проверку качества образования нельзя проводить по такому формально-«количественному» критерию, о котором рассуждает г-н Фурсенко. Это вопрос квалификации преподавателей и успеваемости студентов, а не количества обучающихся. По всей вероятности, его позиция не встретила понимания и в образовательных кругах, потому что, по словам министра, тема приема студентов обсуждалась вчера на совете Союза ректоров, и было решено, что «никаких принципиальных изменений в ближайшее время не будет». Затем министр перешел уже к более здравым суждениям, заявив о планах проведения оценки качества работы ВУЗов и их филиалов, включая оценку качества работающих в них специалистов.

Второе направление – это создание сети национальных исследовательских вузов, что может быть начато уже в следующем году. Комплексная поддержка этих ВУЗов будет продолжена за счет увеличения финансирования нацпроектов, заявил Фурсенко на заседании Совета по национальным проектам. Между тем откладывать эти меры нельзя: по словам министра, уже подготовлены программы для «качественной переподготовки 67 тысяч востребованных специалистов», по наиболее актуальным направлениям, а главная проблема профессионального образования в настоящий момент – это именно «подготовка квалифицированных специалистов». Здесь все понятно и правильно – вот только как покажут себя эти программы в действии, сказать трудно.

А вот третий пункт тоже вызывает немало вопросов. Это уже успевший нашуметь законопроект о коммерциализации ВУЗовской науки. Как утверждает г-н Фурсенко, закон будет принят уже в ближайшее время. Проект предоставляет право дающий российским ВУЗам создавать так называемые «малые инновационные предприятия» (МИП), доходы от деятельности которых будут поступать в распоряжение самих ВУЗов. С точки зрения министра, этот закон – хорошая возможность в условиях непростой экономической ситуации для выпускников ВУЗов и всех, кто вынужден менять сферу деятельности в связи с изменившимися условиями «найти себя в этом новом направлении».

Проект, как заявляется, уже поддержан Российским союзом ректоров и академическим сообществом.

Однако созданием подобных инновационных предприятий, о чем еще раньше говорил г-н Фурсенко, смогут заниматься только те ВУЗы, которые осуществляют научную деятельность – а таковых насчитывается менее трети, по оценкам министра. Итак, получается, что «шанс найти себя» в условиях кризиса получают лишь менее трети всех специалистов. Кроме того, насколько широка может быть сфера применения этих предприятий? По оценкам экспертов, сейчас малые инновационные предприятия существуют в основном в сфере разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований. Одним словом – они нацелены опять же на проекты, эффект от которых ожидается в краткосрочной, максимум - среднесрочной перспективе. Но фундаментальная наука редко оперирует такими сроками, ее разработки дают результат, как правило, уже в долгосрочном периоде.

Существует точка зрения, что с помощью проекта «коммерциализации» науки, ее перевода на «самоокупаемость» государство может в условиях неблагоприятной экономической ситуации просто уменьшить ее финансирование – ссылаясь на предоставленную возможность получать доходы от создаваемых МИП. Но если весьма узкий сегмент крупных ВУЗов будет в состоянии развернуть эти предприятия, что ждет остальных? А кроме этого, возникает еще один вопрос: эти проекты могут быть востребованы научно-техническим сектором, но каким образом могут создаваться «инновационные предприятия» в гуманитарных науках? В истории, филологии, философии? Или предполагаемые доходы от таких предприятий, созданных при ВУЗе, будут делиться между всеми поровну? Едва ли представители фундаментальных и прикладных наук в самих ВУЗах будут «за». Но если нет – тогда налицо будет колоссальная диспропорция в финансировании этих дисциплин, а именно дисциплин гуманитарных, что, естественно, скажется и на качестве гуманитарного образования. Видимо, сам г-н Фурсенко (физик по образованию) в проблемы гуманитарных наук предпочитает не лезть. Однако судьба их благодаря такому «попечению» (как, между прочим, и культурного облика всех российских граждан!) не улучшается, что уже наглядно показала и ситуация с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ). Напомним, г-н Фурсенко был и продолжает оставаться одним из горячих сторонников ЕГЭ.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.

В России примерно на треть повысилась цена на рыбные консервы

В России примерно на треть повысилась цена на рыбные консервы

Причина – рост экспорта и рост стоимости перевозок.