Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

Эстония сама себе создаёт сепаратизм

Эстонии угрожает сепаратизм. Виноваты в этом сами эстонские националисты, отказывающиеся признать близкий к ним, но исповедующий православие народ сету. В результате сету вынуждены смотреть в сторону России, где их притеснять не собираются.

Вопрос о праве наций на самоопределение усилился во всем мире после того, как в феврале 2008 года Косово получило независимость, а в августе того же добились и Абхазия с Южной Осетией. В октябре о "восстановлении государственности" заговорили русины Закарпатья, которых Киев отказывается признавать народом.

Не исключено, что уже в ближайшем будущем о праве на самоопределение заявит и народ сету, проживающий в Эстонии. Его, так же как и русинов, власти страны отказываются признать отдельным этносом. Более того, в Таллинне уверены, что если это произойдет, сету объявят о независимости или же, что еще хуже, присоединят свои земли к России.

Такой вариант развития событий отнюдь не исключен. Дело в том, что сету по культуре, религии и обычаям наиболее близки русским. Район их распространения - юго-восток Эстонии, до 1920 года входивший в состав Псковской губернии Российской империи и Печорский район Псковской области. В древней Руси их называли чудью, а чуть позже за ними закрепилось название псковская чудь.

В настоящее время их точную численность установить практически невозможно. Проблема в том, что данный этнос не внесен в список народов, проживающих ни на территории России, ни на территории Эстонии. При переписях населения сету записывались либо русскими, либо эстонцами. Тем не менее, ученые пришли к выводу, что всего сетусцев около 10 тысяч человек.

Эстонское руководство известное своим специфическим отношением к национальным меньшинствам сознательно относит сету к эстонцам. Однако это неправильно. Между ними существуют значительные культурные и языковые отличия. Основное из них конфессиональное: сету – православные, а эстонцы – лютеране. Хотя, сету, как и эстонцы, являются финно-уграми, а язык их считается вырусским диалектом эстонского языка, ныне почти исчезнувший в самой Эстонии. Это дает основание некоторым эстонским ученым предполагать, что сету не являются автохтонным народом, а произошли от эстонских переселенцев, спасавшихся от гнета Ливонского Ордена, а позже - от насильственного перехода в лютеранство.

Между тем, большинство исследователей придерживаются версии о том, что сету – коренной народ, сохранившийся до нашего времени, потомок древней чуди. Со временем они приняли православие, оставив при этом себе многие языческие обычаи и обряды. С Библией сетусцам удалось ознакомиться только в ХХ веке. Правда, это не мешало им, в течение всего этого времени исполнять православные обряды. Однако непонимание догматов православия привело к тому, что русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их "полуверцами". Эсты же Лифляндской губернии считали сету людьми "второго сорта" и не признавали соплеменниками.

Наибольшая численность сетусцев была зафиксирована переписью 1903 года, когда их насчитывалось более 22 тысяч человек. Тогда же была создана и культурная автономия сету. Происходило развитие школ, выпускалась газета, начала формироваться национальная интеллигенция.

В 1920 году, эстонцы, предав своего союзника ­­- белого генерала Юденича, заключили с советской Россией Тартусский мирный договор. Печорский край отошел к Эстонии. Государственная граница была проведена тогда по линии фронта и не соответствовала этнической границе. Таким образом, на территории с преобладающим числом русского населения, был создан уезд Петсеримаа Сетумаа (земля сету).

В межвоенные годы эстонские националисты, правившие страной, попытались ассимилировать сету. Их православные имена и фамилии, образованные от имени деда были насильственным образом переведены на эстонский. Во всех переписях, производимых в республике, сету учитывались именно как эстонцы. В школах и учебных заведениях было запрещено преподавание на сетуском диалекте, а православная церковь Эстонии, под нажимом властей, перевела служение храмов на эстонский.

Формально властями республики не делалось отличий между сету и коренными населением, однако, на бытовом уровне, как это происходит и ныне, сету считались "диким" народом. Им позволялось проводить свои праздники, носить национальную одежду, но права называться народом, у них было отнято.

После освобождения Эстонии 23 августа 1944 года была создана Псковская область, а в 1945 году в нее вошел Печорский район, входивший ранее в состав Эстонии. Таким образом, граница разделила область расселения сету, создав для западной группы более приемлемые условия экономического развития. В связи с этим, в послевоенные годы тысячи сету переселились в Эстонию. В Псковской области остались лишь кладбища предков, да заброшенные деревни. Правда, переселившись в ЭССР, сету продолжали эстонизироваться. После распада СССР эмиграция в Эстонию усилилась. К настоящему времени на Псковщине остается лишь несколько десятков сетусцев.

Между тем, проживая в Эстонии, сету по-прежнему тяготеют к русской православной культуре и четко отличают себя от эстонцев. В связи с этим их положение в стране остается не проясненным. Официальный Таллинн не торопится дарить сету какую-либо автономию и считает их, чуть ли не пятой колонной и чинит им всевозможные препятствия в развитии национальной культуры и языка. Когда в 1999 году в Эстонии проводилась всеобщая перепись населения, сетусцам запретили указывать свою этническую принадлежность.

Тем не менее, оформление области Сетумаа в автономию, на которую сету имеют историческое право, становится все более и более актуальным. Таким образом, как знать, не приведет ли национальная политика эстонских властей к тому, что в скором времени на ее территории появится республика, тяготеющая к России, к русскому. И, стало быть, благодаря сету, земли, некогда входившие в состав Псковской губернии Российской империи, будут воссоединены.

Южнокорейская газета извинилась за оскорбительную карикатуру про теракт в "Крокусе"

Южнокорейское новостное издание The Korea Herald опубликовало на страницах одного из номеров карикатуру на теракт в "Крокус Сити Холле".

Российский посол в США прокомментировал отказ американских властей сотрудничать с РФ в борьбе с терроризмом

Российский посол в США прокомментировал отказ американских властей сотрудничать с РФ в борьбе с терроризмом

Американские власти отказались сотрудничать с Россией в борьбе с мировым терроризмом. Об этом сообщил российский посол в США Анатолий Антонов. Он заявил, что Россия никогда не бегала за США и не выпрашивала никаких подачек.

Срочников не будут привлекать к боевым действиям в зоне СВО, заверил Бурдинский

Срочников не будут привлекать к боевым действиям в зоне СВО, заверил Бурдинский

Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ Евгений Бурдинский заявил, что срок службы по призыву остаётся прежним - он составляет один год. Бурдинский подчеркнул, что призывников или людей, подлежащих призыву, не будут отправлять в зону боевых действий и привлекать к участию в СВО.

Экспорт овощей из России вырос почти в два раза

Экспорт овощей из России вырос почти в два раза

Импорт, в противоположность этому, сократился.