• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 92,1314
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 98,7079

15 ноября в истории: - 15 ноября 2008 г.

75 лет назад, 15 ноября 1933 года, в Москве началось регулярное движение троллейбусов.

Идея троллейбуса впервые высказана англичанином Вильямом Сименсом в 1880. Первая линия открыта в предместье Берлина 29 апреля 1882. Инициатором введения троллейбусного сообщения в СССР был Лазарь Каганович. В 1933 было решено построить линию в Москве по Ленинградскому шоссе от Тверской заставы до села Всехсвятского (ныне район «Сокол»). Хотели приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты проектирование и строительство было поручено отечественным заводам.

Первый советский троллейбус "ЛК" (Лазарь Каганович) имел деревянный каркас с металлической обшивкой, кузов длиной 9 м, шириной 2,3 м и весом 8,5 т. В салоне имелось 37 сидячих мест - мягкие кресла, зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Машины выкрасили в темно-синий цвет (сверху - кремово-желтая полоса, внизу - ярко-желтая обводка). На лобовой части кузова прикрепили блестящие металлические щиты с надписью "От рабочих, ИТР и служащих Гос.автозавода им. Сталина, завода "Динамо", Ярославского автозавода, НАТИ".

В октябре 1933 вдоль Ленинградского шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе смонтировали однопутную троллейбусную линию (двухпутный участок пролегал только от заставы до стадиона "Динамо") длиной 7,5 км. В селе Всехсвятское построили небольшой гараж с мастерскими.

4 ноября 1933 обе машины отбуксировали с завода "Динамо" в гараж, в этот же день одна из них обкатывалась на линии, но, по возвращении в депо, пол гаража не выдержал, и троллейбус, провалившись в яму, сломался. Поэтому к торжественному открытию первой советской троллейбусной линии была готова лишь машина N 2.

5 ноября на испытаниях этого троллейбуса присутствовал секретарь МК ВКП(б) Н. Хрущев, а 6 ноября по линии состоялась официальная поездка приемной комиссии. С 7 по15 ноября водители проходили стажировку. 15 ноября в 11 часов утра началось регулярное движение троллейбуса. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала за 30 минут.

Сегодня в мире более 400 городов с троллейбусным сообщением. Больше всего троллейбусов в России — в 90 городах. Самым протяжённым маршрутом (86 км) в мире является маршрут Симферополь (аэропорт) — Ялта.

15 ноября 1881 года конструктор и изобретатель Александр Федорович Можайский получил привилегию - первый в России патент на летательный аппарат. Можайский построил и испытал первый самолет на 20 лет раньше американцев братьев Райт.

В 1856, служа на флоте, Можайский начал серьезно исследовать возможность создания летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, исследовал работу воздушных винтов, динамику полета и строил пробные модели летательных аппаратов. Конструктор открыл, что «для возможности парения в воздухе существует некоторое отношение между тяжестью, скоростью и величиной площади... Чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести эта площадь».

Можайский был не единственным исследователем в этой области, однако, в отличие от других, он пробовал создать машины с неподвижным относительно корпуса крылом. Он работал над исследованием воздушных змеев большой грузоподъемности, строил летающие модели самолетов. Он произвел большое количество различных расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 построил первую летающую модель самолета.

В марте 1878 Можайский завершил составление своего проекта. Его аппарат имел все основные элементы устройства современных самолетов. Длина машины составляла 23,2 метра, размах крыльев - 25 метров, высота - 7,5 метра. Вес - немногим более 900 килограммов. Силовая установка (паровой двигатель) - 30 лошадиных сил. 15 ноября 1881 по заявке от 16 июня 1880 Можайский получил от Департамента торговли и мануфактур «привилегию» на свой «воздухоплавательный снаряд» - первый в России патент на летательный аппарат. Выдача документа означала официальное признание первого в России научно обоснованного проекта самолета.

Летом 1882 самолет был готов и испытан: скатываясь по деревянной наклонной плоскости, он набирал взлетную скорость, отрывался от земли и летел над полем. В лодке, заменявшей фюзеляж, находился механик. Это был первый в мире самолет, на котором человек поднялся в воздух. На одном из испытаний аппарат потерпел крушение, однако Можайский не отчаивался. Не имея средств, он продал свои имения в Вологодской губернии и Украине, а также часть личных вещей. Изобретатель был полон замыслов и надежд, но окончательно реализовать свой проект не успел - скончался 21 марта 1890. Его работы легли в основу самолетостроения во всем мире.

270 лет назад, в 1738 году, в этот день родился один из основоположников звездной астрономии Уильям Гершель (1738 — 25.8.1822).

Великий астроном был одним из десяти детей бедного музыканта-еврея, принявшего для женитьбы христианство. Юноша поступил на службу в военный оркестр (гобоистом), в 1755 в составе полка был командирован из Ганновера в Англию (эти два государства были связаны личной унией). В 1757 ушёл с военной службы ради занятий музыкой. Работал органистом и учителем музыки в Галифаксе, затем переехал в Бат, где стал распорядителем публичных концертов. Интерес к музыкальной теории привёл Гершеля к математике, математика к оптике и, наконец, оптика к астрономии. В 1773, не имея средств для покупки большого телескопа, он стал сам шлифовать зеркала и конструировать телескопы и в дальнейшем сам изготавливал оптические приборы как для собственных наблюдений, так и на продажу.

Его дни были заняты изготовлением зеркал для телескопов, вечера – музыкой, а ночные часы – астрономическими наблюдениями. Его карьера музыканта триумфально закончилась 13 марта 1781, после того, как он открыл седьмую планету Солнечной системы Уран. Гершель посвятил это открытие королю Георгу III и назвал в его честь Georgium Sidus (название так и не вошло в употребление); Георг III произвел Гершеля в чин Королевского Астронома и снабдил его средствами для постройки отдельной обсерватории.

С 1782 Гершель и ассистировавшая ему сестра Каролина постоянно работали над совершенствованием телескопов и астрономическими наблюдениями. Благодаря некоторым техническим усовершенствованиям и увеличению диаметра зеркал Гершель смог в 1789 изготовить самый большой телескоп своего времени (главное фокусное расстояние 12 метров, диаметр зеркала 126 см); в первый же месяц работы с этим телескопом Гершелем были открыты спутники Сатурна Мимас и Энцелад. Далее Гершель открыл также спутники Урана Титанию и Оберон. В своих работах о спутниках планет Гершель впервые употребил термин «астероид».

Среди других заслуг Гершеля — открытие инфракрасного излучения и поступательное движение Солнечной системы. Он также вычислил координаты воображаемой точки - апекса Солнца, в направлении которой происходит это движение. Из наблюдений за двойными звездами, предпринятых с целью определения параллаксов, Гершель сделал новаторский вывод о существовании звёздных систем. Гершель также много наблюдал туманности и кометы, также составляя тщательные описания и каталоги.

Любопытно, что за пределами собственно астрономии научные взгляды Гершеля были весьма причудливы. Он, например, полагал, что все планеты обитаемы, что под горячей атмосферой Солнца находится плотный слой облаков, а ниже — твердая поверхность планетарного типа, и т. п. (По материалам Википедии)

События:

В этот день в 1492 году Христофор Колумб в своем дневнике впервые описал табак – высушенный листья растения, которые курили индейцы.

15 ноября 1764 года учрежденная семью годами ранее петербургская Академия трех знатнейших художеств была преобразована в Российскую императорскую академию художеств.

В этот день в 1904 году американец Кинг Кемп Жиллетт запатентовал бритву со сменными лезвиями.

15 ноября 1918 года Совет Народных Комиссаров принял «Декларацию прав народов России», провозглашенную II съездом Советов. В ней утверждалось равенство и суверенность народов России и их неотъемлемое право на свободное самоопределение - вплоть до отделения.

В этот день в 1920 году в Женеве состоялось первое заседание Ассамблеи Лиги Наций, созданной годом ранее.

15 ноября 1932 года в ленинградском Казанском соборе был открыт Музей истории религии и атеизма.

В этот день в 1934 году в СССР была проведена первая телепередача со звуковым сопровождением: актер МХАТа Иван Москвин прочитал рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник».

15 ноября 1955 года была пущена первая очередь Ленинградского метрополитена. Эта подземка, построенная на заболоченных землях, представляет собой уникальное сооружение.

45 лет назад, 15 ноября 1963 года, в подмосковном поселке Протвино создан самостоятельно действующий Институт физики высоких энергий - один из ведущих научных центров Российской Федерации.

В этот день в 1975 году во французском Рамбуйе состоялась первая встреча лидеров Великобритании, США, Италии, ФРГ, Франции и Японии, положившая начало регулярным переговорам «большой семерки». С 1976 года к ним присоединилась Канада, а с 1997-го полноправным членом уже «большой восьмерки» стала Россия.

15 ноября 1988 года СССР осуществил первый запуск своего космического челнока - «Бурана». Выведенный на орбиту супер-ракетой «Энергия», он в беспилотном режиме совершил два витка вокруг Земли и приземлился в полностью автоматическом режиме.

В этот день в 1991 году президент РСФСР Борис Ельцин подписал пакет из десяти указов и правительственных постановлений о переходе России к рыночной экономике. В новое правительство вошли Г.Э. Бурбулис, Е.Т. Гайдар, А.Н. Шохин, А.В. Козырев, М.Н. Полторанин, А.Б. Чубайс, В.Н. Хлыстун, Э.А. Памфилова, В.Б. Булгак и С.К. Шойгу. Сформированный «кабинет реформ» президент возглавил лично.

Дни рождения:

15 ноября 1857 года родился Михаил Васильевич Алексеев (1857 — 8.10.1918), верховный главнокомандующий русской армией весной 1917 года, после революции возглавивший белогвардейскую Добровольческую армию.

В этот день в 1907 году родился Клаус Шенк фон Штауффенберг (1907 — 20.7.1944), полковник, руководитель покушения на Гитлера, предпринятое в июле 1944 года.

15 ноября 1922 года родился Игорь Яковлевич Стечкин (1922 — 28.11.2001), известный конструктор автоматического оружия.

В этот день в 1931 году родилась Руфина Дмитриевна Нифонтова (1931 — 27.11.1994), актриса театра и кино, народная артистка СССР.

Скорбные даты:

В этот день в 1630 году скончался Иоганн Кеплер (27.12.1571 — 1630), знаменитый немецкий астроном, открывший законы движения планет.

15 ноября 1802 года умер Джордж Ромни (15.12.1734 — 1802), английский живописец-портретист.

В этот день в 1905 году скончался Иван Михайлович Сеченов (13.8.1829 — 1905), великий русский физиолог.

В этот же день, но в 1912 году умер Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (6.11.1852 — 1912), известный писатель.

15 ноября 1917 года скончался Эмиль Дюркгейм (15.4.1858 — 1917), знаменитый французский ученый, один из основателей современной социологии и социальной психологии.

В этот день в 1971 году умер Рудольф Иванович Абель (Вильям Генрихович Фишер) (11.7.1903 — 1971), разведчик-нелегал, Герой Советского Союза. Именно его в 1962 году Абеля обменяли на сбитого летчика-шпиона Пауэрса, а его история частично вошла в фильм «Мертвый сезон».

15 ноября 1976 года скончался Жан Габен (17.5.1904 — 1976), знаменитый французский актер.

Беларусь обвинила Литву в атаках на Минск с помощью дронов, но Литва продолжает это отрицать

Представитель отдела стратегической коммуникации литовской армии майор Гинтаутас Цюнис сообщил, что атака литовский дронов на территорию Беларуси - это на все 99% случаев дезинформация.

Skoda продемонстрировала суперкар для Gran Turismo

Skoda представила виртуальный суперкар для видеоигры Gran Turismo, названный Skoda Vision Gran Turismo. Этот одноместный суперкар с футуристичным дизайном вдохновлён гоночным автомобилем 1100 OHC Spider 1957 года.

Врач Белоусова: антибиотики действуют на бактерии, а не на вирусы

Врач Анна Белоусова прокомментировала запрет врачам выписывать антибиотики при ОРВИ.

Врач Агапкин рассказал, что зеленый кофе не помогает в похудении

Врач-реабилитолог Сергей Агапкин в передаче "О самом главном" опроверг миф о зелёном кофе как средстве для похудения.