5 августа 1942 года на Соловецких островах Белого моря открылась знаменитая школа юнг Северного флота. Школа просуществовала до 1945 года, через нее прошли 4111 человек, 15 из юнг потом стали адмиралами, а пятерым было присвоено звание Героя Советского Союза.
Приказ о ее создании был подписан главкомом ВМФ СССР Н. Кузнецовым в мае 1942. Было три выпуска - наборы 1942, 1943 и 1944. Обучение продолжалось около года. На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся «Дисциплинарный устав ВМФ», мальчишки принимали присягу.
В юнги отбирали 15–16-летних добровольцев, имеющих 6–7-классное образование. В Школе обучались представители почти 80 городов Советского Союза. Чтобы не вызывать самовольных поездок молодежи на флоты, широкого оповещения о наборе не проводили. Тем не менее, горкомы и райкомы комсомола были атакованы тысячами мальчишек, желающими там учиться. Некоторым преимуществом пользовались дети военных и воспитанники детских домов. Кое-кто из мальчишек уже успел повоевать в партизанских отряда, кто-то был «сыном полка». Нередко мальчишки выправляли себе документы, чтобы скорее попасть на войну. Один из них писал:
Школа юнг. Острова Соловецкие.
Беломорские ночи и дни.
В них остались мечты наши детские,
В них развеялись сладкие сны.
А потом – корабельные будни
И свинцовые ветры в лицо.
Занимали места у орудий
И сменяли погибших отцов…
Школа готовила боцманов, рулевых, радистов, артиллерийских электриков, мотористов и др. Юнги всех специальностей, помимо теоретической подготовки, учились плаванию и спасению утопающих, оказанию первой помощи, выходили в море на шлюпках под парусом и на веслах.
На время обучения на каждого юнгу устанавливалось денежное содержание 8 руб. 50 коп. в месяц, но все эти деньги, также как и сбережения преподавателей Школы, перечислялись в фонд обороны. В 1943 юнги, командиры и преподаватели собрали деньги на военный корабль. Ими была послана телеграмма на имя Сталина с просьбой построить катер. Этот торпедный катер «Юнга» затем участвовал в боях на Черном море. (По материалам сайта http://solovki.info)
В конце учебы юнги сдавали выпускные экзамены и распределялись для дальнейшего прохождения службы на кораблях ВМФ. Перед отъездом мальчишки давали клятву: «Родина! Великая Советская держава! В день отправки на боевые корабли, приносим тебе свою клятву: мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!» Более половины из них не вернулись из боя…
5 августа 1924 года из мастерской Балтийского судостроительного завода вышел первый советский тепловоз. На локомотиве сделали надпись: «Тепловоз системы Я.М. Гаккеля. Построен в Ленинграде в 1924 г. в память В.И. Ленина».
Первый в мире магистральный тепловоз был построен по проекту профессора Электротехнического института Якова Модестовича Гаккеля. Этот талантливый инженер проектировал и строил аэропланы, конструировал тракторы, взявшись за создание тепловозов и электровозов, сказал свое слово и здесь.
Первый проект тепловоза Гаккель начал разрабатывать в мае 1921. В январе 1922 профессор писал, что необходимо строить дизель-электровозы, не ожидая, когда подобные машины появятся за границей. И хотя в некоторых странах уже использовался локомотивов с двигателями внутреннего сгорания, но они могли обслуживать лишь подъездные пути. А нашей стране предстояло стать родиной первого мощного тепловоза, построенного специально для магистральных железных дорог.
В создании тепловоза участвовали многие ленинградские заводы. На Балтийском заводе отремонтировали дизель от подводной лодки «Лебедь», установили его и кузов на ходовую часть, спроектированную и построенную на «Красном путиловце». Завод «Электрик» изготовил тяговые электродвигатели. Завод «Вольта» - он поставил генераторы, предназначавшиеся ранее для подводной лодки «Язь». Гаккель отмечал, что иностранного в его тепловозе лишь английский дизель да шведские подшипники, все остальные агрегаты изготовлены из отечественных материалов русскими рабочими, техниками и инженерами.
Завершить работу планировалось в конце сентября, но без неприятностей не обошлось: во время наводнения были залиты тяговые электродвигатели и другие агрегаты. Положение казалось безвыходным. Однако Гаккель сумел раздобыть несколько сот литров спирта-ректификата и, заливая его в полость электромоторов, высушил обмотки.
6 ноября 1924 машинист Даринский получил путевые документы, предписывающие ему двигаться не быстрее 15 верст в час, а по мосту через реку Екатерингофку - 5 верст в час. Первый рейс протяженностью в 14 км был пройден благополучно, и в 14 часов 41 минуту необычный локомотив прибыл на станцию Ленинград-1.
В 1972 этот тепловоз был установлен на постаменте в депо Ховрино Октябрьской железной дороги. (По материалам журнала «Моделист-конструктор», 1985 год).
5 августа 1937 года в СССР началась операция НКВД по репрессированию антисоветских элементов – по стране покатилась волна массовых расстрелов.
В начале июля ЦК ВКП(б) предложил «секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков и уголовников с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через тройки». ЦК ВКП(б) постановил в пятидневный срок представить в ЦК состав «троек», а также количество подлежащих расстрелу и подлежащих высылке.
30 июля народный комиссар внутренних дел СССР Ежов подписал оперативный приказ № 00447 об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов. Согласно приказу, операция должна была начаться во всех республиках, краях и областях СССР с 5 августа, в Узбекской, Туркменской, Таджикской и Киргизской ССР – с 10 августа, в Дальневосточном и Красноярском краях и Восточно-Сибирской области – с 15 августа 1937 и закончиться в четырёхмесячный срок.
Наркомам республиканских НКВД и начальникам краевых и областных управлений НКВД была спущена разнарядка с указанием количества подлежащих репрессиям, только в Московской области планировалось расстрелять 5000 человек. «В случаях, когда обстановка будет требовать увеличения утвержденных цифр, наркомы республиканских НКВД и начальники краевых и областных управлений НКВД обязаны представлять мне соответствующие мотивированные ходатайства», - говорилось в ежовском приказе.
Устанавливался порядок ведения следствия: «На каждого арестованного или группу арестованных заводится следственное дело. Следствие проводится ускоренно и в упрощенном порядке…» Этим же приказом был утвержден персональный состав республиканских, краевых и областных троек.
8 сентября 1937 Ежов проинформировал Сталина о первых итогах операции. По состоянию на 1 сентября 1937 «было арестовано 146 225 человек». Из них было осуждено «тройками» – к расстрелу 31 530 и к заключению в лагеря и тюрьмы 13 669 человек. С 5 августа 1937 и до середины ноября 1938 «тройками» НКВД было осуждено не менее 800 тысяч человек, половина из которых – к расстрелу.
События:
5 августа 1884 года в Нью-Йорке был заложен первый камень в основание ныне знаменитой статуи Свободы.
В этот день в 1914 году в американском Кливленде, штат Огайо, появились первые в мире светофоры, регулирующие дорожное движение. Устройства переключали красный и зеленый свет, а также издавали специальный звуковой сигнал.
5 августа 1941 года началось героическая оборона Одессы, которую штурмовали 18 фашистских дивизий, т.е. в пять раз превосходившие в технике и живой силе защитников города. Враг потерял за 73 дня боев 160 тысяч солдат и офицеров, а защитники города отступили к Крым лишь по приказу командования. Ныне Одесса – Город-герой.
5 августа 1943 года советские войска после ожесточенных уличных боев овладели городом и железнодорожным узлом Орел. В тот же день наши наступающие части завладели городом Белгород. В честь освобождения Орла и Белгорода войсками Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов в Москве был дан первый в ходе Великой Отечественной войны салют.
В этот день в 1956 году на новом огромном стадионе им. Ленина в Лужниках состоялось открытие I Спартакиады народов СССР.
5 августа 1991 года президент СССР М.С. Горбачев отправился в свой последний отпуск – в крымский Форос. Вскоре произойдет путч.
Дни рождения:
5 августа 1737 года родился Антонио Франкони (1737 — 6.12.1836), легендарный импресарио, создавший французский цирк. Именно он наряду с англичанином Ф.Эстли считается основателем современного цирка вообще.
В этот день в 1802 году родился Нильс Хенрик Абель (1802 — 6.4.1829), знаменитый норвежский математик.
5 августа 1844 года родился Илья Ефимович Репин (1844 — 29.9.1930), известный русский художник.
В этот же день, но в 1850 году родился Ги де Мопассан (1850 — 6.7.1893), выдающийся французский писатель.
5 августа 1898 года родился Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898 — 20.2.1949), знаменитый советский поэт.
В этот день в 1905 году родился Артем Иванович Микоян (1905 — 9.12.1970), легендарный советский авиаконструктор, глава ОКБ «Миг», академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий.
5 августа 1910 года родился Пимен (Сергей Михайлович Извеков) (1910 — 3.5.1990), патриарх Московский и Всея Руси (1971—90).
В этот день в 1930 году родился Нил Армстронг, знаменитый американский астронавт – первый человек, ступивший на поверхность Луны.
В этот же день в 1930 году родился Эмин Хачатурян (1930 — 5.8.2000), знаменитый армянский дирижер и композитор.
Скорбные даты:
В этот день в 1895 году скончался Фридрих Энгельс (28.11.1820 — 1895), известный философ, один из основоположников марксизма.
5 августа 1932 года умер Саша Черный (Александр Михайлович Гликберг) (13.10.1880 — 1932), поэт.
В этот день в 1962 году скончалась Мэрилин Монро (Норма Джин Мортенсон) (1.6.1926 — 1962), легендарная американская киноактриса. Смерть знаменитой блондинки до сих пор окутана тайнами…
5 августа 1987 года скончался Анатолий Дмитриевич Папанов (31.10.1922 — 1987), легендарный советский актер театра и кино, народный артист СССР.
В этот день в 1991 году умер Соичиро Хонда (17.11.1906 — 1991), известный японский промышленник и инженер, основатель компании.
Церемония вручения медалей блокадникам Ленинграда прошла в генконсульстве РФ в Нью-Йорке
Изабелла Светлосанова, которой на момент начала блокады было четыре года, выразила благодарность дипломатам за поддержку и осудила возрождение фашизма.
Глобальная экономика оказалась устойчивее, чем предполагалось, сказал представитель МВФ
Мухаммед бен Абдалла аль-Джадаан подчеркнул, что мировая экономика избежала более сложной ситуации, чем ожидалось ранее.
Города Северо-Запада посетит турбизнес Петербурга в рамках роуд-шоу "Добро пожаловать в Санкт-Петербург!" посетит
Около 35% гостей Северной столицы совмещают путешествие в Петербург с поездками по маршрутам "Серебряного ожерелья" Северо-Запада, а в прошлом году к ним добавились два новых национальных туристских маршрута.
Грозный выбрали местом проведения Кавказского инвестиционного форума
Форум призван способствовать развитию СКФО, привлечению инвестиций. Проведение форума откроет перед нами широкий спектр возможностей и поможет реализовать амбициозные планы.