• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 23.04.2024 : 93,2519
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 23.04.2024 : 99,3648

Стволовые клетки готовы вылезти из кожи

Клеточная терапия – на сегодняшний день самое перспективное направление в медицине, которым занимаются ученые во всем мире. На стволовые клетки (клетки, которые могут развиться в любую клетку организма) возлагаются надежды как на средство борьбы с неизлечимыми болезнями. Однако клонирование человеческих эмбрионов с целью получения из этих клонов стволовых клеток, абсолютно биологически совместимых с конкретным пациентом, послужившим "матрицей" для клона, вызывает большие сомнения с позиции этики.

Разрушение эмбриона независимо от целей и обстоятельств запрещено в ряде развитых стран. Эмбриональные стволовые клетки генетически нестабильны, в ходе культивирования их геном может претерпевать значительные спонтанные изменения, что не позволяет рассматривать их, по мнению многих ученых, в качестве терапевтического средства.

Пока реально применение стволовых клеток реализуется только в трансплантации костного мозга. Есть отдельные успешные случаи использования их и в других областях. Но отдельные, а отнюдь не массовые.

Сенсационное открытие, о котором стало известно во вторник ночью, наконец-то, как считают многие ученые, может разрешить давний медико-этический спор об использовании стволовых клеток, получаемых из эмбриона. К открытию одновременно и независимо друг от друга пришли группы ученых из Киотского университета в Японии и университета в Висконсине США, возглавляемые соответственно профессорами Синия Яманакой и Джеймсом Томсоном. Видимо, идея витала в воздухе, и синхронность творческого мышления еще раз доказала свое право на существование.

По словам исследователей, им удалось получить стволовые клетки из фибробластов – клеток кожи человека. Для этого японские и американские специалисты ввели в ДНК последних комбинацию четырех генов, в результате "перепрограммированные" фибробласты получили возможность производить различные типы взрослых клеток, то есть фактически стали похожи на эмбриональные стволовые клетки.

По словам профессора Яманаки, в перспективе этот метод позволит легко и дешево конструировать любые ткани человеческого организма, начиная от мышц и заканчивая нервными узлами. Многофункциональные стволовые клетки, как их назвали ученые, можно будет использовать для изучения и лечения, к примеру, диабета, болезней Альцгеймера и Паркинсона.

Белый Дом незамедлительно приветствовал это научное достижение, несмотря на то, что ученые сходятся во мнении: до окончательного решения проблемы еще пока далеко, сообщает агентство Рейтер. Общеизвестно, что президент США Джордж Буш является одним из самых ярых противников исследования эмбрионов. Не выразил протестов против нового метода и Ватикан. В свою очередь, Джеймс Томсон из Университета Висконсина, который возглавляет команду американских ученых, заметил: "Мы не пытались решить этические разногласия - мы просто хотели найти альтернативный подход, который был проще и быстрее".

Ученые многих стран предупреждают, что до начала применения технологии для лечения людей нужно подождать еще несколько лет. Прежде всего, нужно убедиться, что клетки окажутся безопасными для людей. Непосредственно сейчас эта технология может использоваться для изучения заболеваний или действия лекарств.

Обе команды ученых говорят, что новые клетки пока еще не готовы к тому, чтобы быть использованы для людей, поскольку при исследованиях они использовали ретровирус (вирус, для которого характерен обратный поток генетической информации) для того чтобы привить новые гены клеткам кожи. Пока еще не ясно, может ли этот вирус вызывать генетические мутации, которые могут привести к возникновению рака или других побочных эффектов.

"Даже если мы получили этот новый идеальный источник клеток, это не решает проблему, как применить их к организму и заставить работать", - говорит Томсон.

Не торопятся с поспешными выводами и другие зарубежные ученые.

Профессор биологии стволовых клеток из Института генетики при Университете в Ньюкасле (Великобритания) Карим Наерния в комментарии для NewsInfo отметил, что "данное открытие пока еще не решает проблему донорских органов, но является хорошей точкой отсчета для ее решения". По мнению профессора, "использование стволовых клеток из человеческой кожи в будущем поможет бороться с такими недугами как диабет или болезнь Паркинсона, и тот факт, что терапия будет осуществляться с помощью собственных клеток организма, особенно важен". При этом Карим Наерния не отрицает, что "такие стволовые клетки могут привести к возникновению злокачественных опухолей, что, впрочем, имеет место при использовании любых плюрипотентных клеток", то есть клеток, выделяемых непосредственно из внутренней клеточной массы эмбриона человека на стадии бластоцисты.

Не разделяют безудержного оптимизма и отечественные исследователи. Они считают, что мир не скоро перейдет от эмбриональных стволовых клеток на новые многофункциональные. "Дело в том, что наука все еще находится на стадии накопления материала, – пояснил директор Института стволовых клеток человека Артур Исаев.- Никто из исследователей не может сейчас с уверенностью сказать, что эта технология решит все проблемы. До сих пор не ясно, насколько полученные из кожи взрослого человека клетки полноценны, не потеряли ли они, скажем, при "перепрограммировании" часть своего генетического материала. Ведь, как отмечают сами ученые, открывшие этот метод, гены внедрялись в клетки кожи с помощью особого ретровируса. Такой способ мог привести к их мутациям и впоследствии вызвать нежелательные последствия".

Следует заметить, что группы ученых из Японии и США, работавшие над революционной технологией получения стволовых клеток из кожи человека, отмечают, что работа со стволовыми клетками из человеческих эмбрионов должно продолжаться параллельно с развитием нового метода.

Правительство Таиланда приняло решение установить срок безвизового пребывания в стране в 60 дней

По решению правительства Таиланда безвизовый срок пребывания в государстве для российских туристов составит 60 дней.

Школьники в Германии вынуждены переходить в ислам, чтобы избежать травли одноклассников

Стремительно растет количество мигрантов, которые просят убежища. Эта европейская страна — Германия — переживает серьезный миграционный кризис, признают специалисты.

На курорте

На курорте "Роза Хутор" 28 апреля стартует новый летний сезон

Новый летний сезон на "Роза Хутор" официально стартует 28 апреля.

Туроператор

Туроператор "Гранд Экспресс" отложил начало чартерной программы из Москвы в Тунис

Вместо конца апреля первые вылеты в Монастир теперь запланированы на 1 июня. Туристам, которые приобрели путевки на апрель и май, вернут полную сумму денег или предложат возможность перебронировать на летние месяцы, либо выбрать вылет из Санкт-Петербурга.