Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

Как русские скупают и оккупируют Прибалтику

Вступление трех прибалтийских государств в Евросоюз сыграло с ними злую шутку. Вместо ожидаемого процветания в Вильнюсе, Риге и Таллинне считают убытки. Стоило только открыться границам, как прибалтийская молодежь оставила родные пенаты на растерзание "русским агрессорам" и кинулась добывать на бескрайних европейских просторах "презренный металл". Эстонцы рванули в соседнюю Финляндию, а все прочие - в Ирландию и в те страны, которые еще не полностью оккупировали беженцы из арабских стран. Тем самым экономике стран Балтии был нанесен сильный удар, а на свободное место ринулся российский бизнес.

В наибольшей степени лихорадит Латвию, одолеваемую гиперинфляцией, однако несладко и всем остальным. Впрочем, в этом по-прежнему винят "русского медведя", который якобы и провоцирует "экономический хаос". Каким образом? Да очень просто: коварные русские нашли новый способ давления на бедную Прибалтику. Они вовсю скупают местный бизнес и якобы начинают диктовать свои условия властям. Американские эксперты-русисты сильно подозревают, что происходящее сегодня в Прибалтике – это стратегия Президента России Путина по восстановлению влияния России в ее бывших "колониях". Они с тревогой замечают, что "в Литве, Латвии и Эстонии – всюду видны признаки восстановления влияния России. Это и финансируемые Кремлем СМИ, и местные политики, и развитие бизнеса, и протесты русскоязычного населения, и "энергетическая дубина", которой так любит пользоваться Кремль. Эта тактика, в особенности использование российских денег, породила в Прибалтике напряженность, о возможности которой еще лет пять назад никто даже не задумывался".

Хорошее признание! Оказывается, российские бизнесмены финансируют экономическое развитие Прибалтики. Так чего же бояться?

Генерал Кронкайтис, глава вооруженных сил Литвы, открыто заявляет: "Мы боимся того, что эти огромные деньги, которые идут сюда из России, могут быть использованы на то, чтобы коррумпировать наших политиков. С их помощью они смогут контролировать наше правительство, и скоро Литва потеряет свою независимость".

Однако местные националисты считают, что по сути, это уже произошло. Основания для таких выводов – импичмент Президенту Литвы в 2004 году, обвиненного в связях с "чекистами" и крупным бизнесом. И хотя доказать коррупцию в высших эшелонах власти тогда не удалось, связь тогдашнего главы Литовского государства с русским бизнесменов Борисовым остается неоспоримым фактом.

Впрочем, усиление русского влияния наблюдается не только в Литве, но и в Эстонии, которая является главным форпостом противостояния "русскому давлению" в Прибалтике. В этой стране, по данным американских экономистов, 55% бизнеса принадлежит нашим соотечественникам; в Латвии эта цифра по некоторым отраслям доходит до 70%.

Особое беспокойство Вильнюсу, Риге и Таллинну доставляет российский энергетический спрут "Газпром", который уже сегодня контролирует свыше 35% газовых компаний прибалтийских стран. Сильный удар экономике Латвии и Литвы нанесла Россия, отключив их от нефтепроводов. Теперь нефть везут через Бутингский терминал, что повышает стоимость одной тонны топлива до 6-10 долларов. В самой Литве считают нынешнее "энергетическое давление" России проявлением прежней политики СССР, напоминая о событиях весны и лета 1990 года, когда Москва попыталась подавить национальное движение в республике отключением "нефтяного крана". Заметим, что 74-дневная экономическая блокада СССР принесла свои плоды, которыми Москва тогда грамотно не воспользовалась. Однако, по оценкам самих литовцев, она нанесла Вильнюсу гигантский ущерб, исчисляемый 11% общего внутреннего продукта.

Показательно, что сегодня литовские националисты бьют тревогу и кричат об измене: "Страной уже давно правит "Дуйотякана", литовская компания, импортирующая в Литву российский газ и дергающая за веревочки высших чиновников, которых вынуждены прикрывать президент и премьер. Цель заговора очевидна: "Дуйотякана" – орудие "Газпрома", являющегося одним из основных солдат в армии современной России, нацелившейся на новые завоевания". В свою очередь, по мысли литовских "правых", их прикрывают Департамент государственной безопасности и МИД.

Правда, те же консерваторы, так яростно отстаивающие литовскую государственность, собственными руками увеличили энергетическую зависимость Литвы от России, продав "Газпрому" Каунасскую теплоэлектростанцию.

Стоит обратить внимание и на состояние местных СМИ. Заметим, что в этом спектре все заметнее "русское влияние". Чего стоит открытие нового "кремлевского" телеканала, вещающего на русском языке, который смотрят жители всех стран Прибалтики. Показательно, что в той же Литве, где русских живет менее 10%, на "великом и могучем" показывают уже треть всех телеканалов в Литве.

Главный редактор независимой литовской газеты Revival Индре Макарайтите с ужасом констатирует факт: "Русские скупают наших политиков, они скупают нашу прессу, они скупают наш разум".

Впрочем, схожие процессы идут и в Эстонии. Совсем недавно эстонские власти осудили четверых этнических русских "за организацию апрельских беспорядков". В ответ на Таллинн обрушились, как ни странно, не центральные российские, а доморощенные СМИ. Но генеральный прокурор Эстонии и раньше отмечал, что пророссийские движения в Прибалтике получали и получают активную подпитку из Москвы.

Однако в числе главных элементов влияния России в Прибалтике выступают те самые этнические русские, которые жили здесь еще до революции 1917 г. и к которым добавились после Второй мировой войны десятки тысяч новых переселенцев. Многие из них поначалу всеми силами противились изучению местных языков и не хотели брать местные паспорта, но выгоды от этого больше, чем от прямого противостояния. В итоге немалая часть из них стала гражданами этих стран и одновременно получила возможность влиять на власть в регионе.

Следует заметить, что Прибалтика, исходя из "исторических примеров", уже привыкает к мысли о том, что Запад в трудный час не поддержит их и спасует перед Россией. И все чаще местные националисты уныло констатируют факт: "Когда мы входили в НАТО и ЕС, мы думали, что нас сразу же возьмут под свою защиту. Мы боимся России - а теперь еще и боимся, что мы снова одни, что наши западные партнеры нас больше не защищают". Примечательно, что литовское издание Veidas считает такое положение проявлением зависимости Европы от российских газа и нефти. Оно отмечает, что "хотя канцлер Германии Ангела Меркель не парится с президентом Путиным в баньке", именно по этой причине она будет вести пророссийскую политику и подыгрывать нашей стране.

Надо сказать, что власти прибалтийских государств сами провоцируют напряженность в отношениях с Россией. Они не на шутку разозлили Москву своим активным сопротивлением совместному российско-германскому проекту постройки газопровода по дну Балтийского моря. Это - борьба против здравого смысла, о чем говорит хотя бы то, что 49% акций проекта принадлежит немцам, а в состав совета директоров совместного предприятия входит бывший канцлер Германии Герхард Шредер. В итоге наиболее влиятельные европейские страны начинают отказывать "маленьким смутьянам" Европы в доверии и оставляют их один на один с "кровожадным русским медведем", который спит и видит, как бы заломать ненавистных прибалтов.

В то же время, прибалтийская бизнес-элита зачастую думают иначе, нежели местные политики. Так, Арунас Шикшта, генеральный директор компании TEO LT, утверждает, что "глобально действующий деловой мир России давно уже не мыслит теми терминами, которыми все еще спекулируют отдельные наши политики. Если посмотреть на показатели Литвы по экспорту и импорту, то мы увидим, что Россия является одним из важнейших деловых партнеров. В то же время, сегодня бизнес, по сути, не видит никакой государственной политики в отношении восточных рынков".

Что же происходит в экономике стран Прибалтики и так ли велика "русская опасность"? Эту ситуацию прокомментировал заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин: "Я обеспокоен экспансией российского бизнеса в Прибалтику в той же степени, в какой обеспокоен агрессией компании "Дженерал Моторс" на рынке России, которая имеет наглость строить на нашей земле свои заводы и предоставлять рабочие места. Если к этому добавить действия японских и немецких автомобильных гигантов, то, руководствуясь логикой прибалтийских националистов, ситуация просто катастрофическая. То, что происходит сегодня в Прибалтике – очередное проявление глобализации, за которую так ратуют западные друзья. Если серьезно, то никакого ущерба для прибалтов в том, что российский бизнес стал вкладывать в пошатнувшуюся местную экономику средства, нет. Им бы радоваться, что их поддерживают в трудную минуту, а они ведут себя неадекватно".

И действительно, когда Россия по вине несговорчивых литовских политиков переориентировала свои грузопотоки с Клайпедского порта, это привело к убыткам, которые не удается посчитать до сих пор. По сравнению с 2000 годом поток российских грузов через Клайпеду в 2005 году уменьшился с 12,4 до 6,3 млн тонн. А каждая тонна – это поступления в местный бюджет. Прибалтике давно пора понять, что эпоха колониальных захватов ушла в прошлое и единственное, чем на сегодняшний день реально озабочена Москва в отношении стран балтии – это бесперебойная подача энергоресурсов в Европу и уважение прав русских граждан. А то, что российский бизнес решил пустить корни в "брошенной" Западом Прибалтике, возможно и является той спасительной соломинкой, держась за которую, она сможет выйти из создавшегося затруднительного положения.

В США был представлен обновленный пикап Hyundai Santa Cruz

В США был представлен обновленный пикап Hyundai Santa Cruz

Hyundai Santa Cruz 2025 года был представлен на автомобильном рынке с обновленным экстерьером и существенными улучшениями в интерьере, сохраняя при этом знакомые двигатели.

Компания Kia представила на автосалоне в Нью-Йорке новый хэтчбек Kia K4 5DR

Компания Kia представила на автосалоне в Нью-Йорке новый хэтчбек Kia K4 5DR

Kia K4 5DR является преемником седана Forte, известного также как Cerato на некоторых рынках.

В России стартовали продажи среднеразмерного пикапа Foton Tunland G7

В России стартовали продажи среднеразмерного пикапа Foton Tunland G7

Автомобиль оснащен двухлитровым дизельным двигателем мощностью 163 л. с. и 8-ступенчатой автоматической трансмиссией, обладает полным приводом и полезной нагрузкой до 905 кг.

Стало известно, сколько дизельных легковых автомобилей зарегистрировано в России

Стало известно, сколько дизельных легковых автомобилей зарегистрировано в России

На 1 января 2024 года в России зарегистрировано менее 3 миллионов дизельных легковых автомобилей, что равняется 5,7% от общего числа легковых машин.