• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 92,1314
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 26.04.2024 : 98,7079

Восточная философия, черные дыры и атомная бомба

Биографы и историки науки называют его не иначе, как человеком – “противоречие”, символом сложности взаимоотношений науки и власти, придумавшим понятие ответственности ученого перед обществом. Будучи хорошим учеником Резерфорда, другом Бора и Дирака, он возглавил лабораторию, где была изобретена атомная бомба, но потом стал в глазах общественности героем-мучеником, ставшим жертвой им же поднимаемых моральных проблем. Имя Оппенгеймера стало символом ученого, который из моральных побуждений отказался участвовать в разработке оружия массового уничтожения.

Вообще-то, в его жизни были и до этого факты метаний из крайности в крайность. Как уже говорилось выше, когда началась гражданская война в Испании, он встал в строй республиканцев. Но потом, “жертвуя своей антифашисткой активностью, в знак протеста против сталинских репрессий, прекратил все отношения с испанской компартией, и этот порыв позже вылился в охоту на советских шпионов в Америке”. Во время Второй мировой войны он сообщил Федеральному Бюро Расследований о друзьях и знакомых, которые, как он думал, могли быть коммунистическими агентами. Но при этом выступил против создания водородной бомбы, и в связи с этим обвинен в “нелояльности”. Парадоксально, но факт: в 1953-м именно по обвинению в связях коммунистами Оппенгеймер будет отстранен от государственных дел и секретов, и, в первую очередь, выведен из комиссии по ядерной энергии. Потом его отчасти реабилитируют. 6 мая 1954 года пресса писала: “Завершилось расследование дела американского физика-ядерщика Роберта Оппенгеймера, который руководил созданием американской атомной бомбы. Он был обвинен службой безопасности в связи в прошлом с коммунистами, отказе назвать имена советских агентов и противодействии созданию водородной бомбы. Итогом начавшихся 12 апреля слушаний по делу Оппенгеймера было снятие с него обвинения в измене, но ученому был запрещен доступ к секретным проектам”. В 1963-м о нем, заглаживая несправедливость предшественников, вспомнит президент Джонсон, и Оппенгеймер получит высокую награду - премию Энрико Ферми.

Физики, хорошо знающие историю своей науки, могут мне возразить: дескать, сам Оппенгеймер атомную бомбу не изобретал. Как хороший организатор, он лишь возглавил Лос-Аламосскую лабораторию и, во многом под давлением Эйнштейна и Сциларда, протолкнул правительственный проект под названием “Манхеттен”. Это был ответ прогрессивных физиков Гитлеру, да и Сталину, заодно. Но Оппенгеймер, конечно, понимал то, что делается в его лаборатории. Да и сам приложил руку и ум к созданию бомбы: к его личным достижениям, пожалуй, можно отнести предпринятое еще в 1939-м году выделение урана-235 из природного сырья и расчеты необходимого количества радиоактивного материала на одну бомбу. Пусть не обижаются на меня гуманитарии, но не могу не упомянуть труды Оппенгеймера по квантовой механике, физике атомного ядра и космических лучей, разделению изотопов, нейтронным звездам. Дальше процитирую умную книгу, при этом сам не очень понимая, о чем идет речь: “Исследуя уравнения энергетического состояния атома, Оппенгеймер показал в 1930, что положительно заряженная частица с массой электрона может существовать. Эта частица была обнаружена в 1932 и называлась позитроном”. Оппенгеймеру принадлежат работы по квантовой механике, теории относительности, физике элементарных частиц, теоретической астрофизике. Но квантовая механика и позитрон – это еще куда ни шло. А вот нижеследующие его достижения цитирую со священным трепетом и даже ужасом.

“Ученый разработал теорию взаимодействия свободных электронов с атомами. Совместно с Борном создал теорию строения двухатомных молекул. В 1931 совместно с П.Эренфестом сформулировал теорему, согласно которой ядра, состоящие из нечетного числа частиц со спином 1/2, должны подчиняться статистике Ферми – Дирака, а из четного – Боде – Эйнштейна (теорема Эренфеста – Оппенгеймера). Применение этой теоремы к ядру азота показало, что протонно-электронная гипотеза строения ядер приводит к ряду противоречий с известными свойствами азота. Исследовал внутреннюю конверсию -лучей”. Как говорится: “Умри, яснее не скажешь!”

Немного понятнее, думаю, прозвучит то, что в 1937 году Оппенгеймер разработал каскадную теорию космических ливней, в 1938 сделал первый расчет модели нейтронной звезды, в 1939 предсказал существование “черных дыр”. Вот, однако, как получается: стало быть об этих дырах мир знал еще 65 лет назад, но никто до нынешних времен не почесался, не побеспокоился. Вот и пожинаем теперь плоды своей недальновидности…

Замечательный российский ученый Юлий Харитон, родившийся в один и тот же год с героем этой публикации в “Особом выступлении в память Роберта Оппенгеймера” говорил так: “Сознавая свою причастность к замечательным научным и инженерным свершениям, приведшим к овладению человечеством практически неисчерпаемым источником энергии, сегодня, в более чем зрелом возрасте, я уже не уверен, что человечество дозрело до владения этой энергией. Я осознаю нашу причастность к ужасной гибели людей, к чудовищным повреждениям, наносимым природе нашего дома - Земли. Слова покаяния ничего не изменят. Дай Бог, чтобы те, кто идут после нас, нашли пути, нашли в себе твердость духа и решимость, стремясь к лучшему, не натворить худшего”.

От себя добавим кратко: “Дай Бог!”

Павел Подкладов

Западные СМИ раскрыли тайную отправку ракет на Украину из США

Речь идет о ракетах ATACMS, которые дошли до Киева еще в феврале.

Беларусь обвинила Литву в атаках на Минск с помощью дронов, но Литва продолжает это отрицать

Представитель отдела стратегической коммуникации литовской армии майор Гинтаутас Цюнис сообщил, что атака литовский дронов на территорию Беларуси - это на все 99% случаев дезинформация.

Новейший робот-пылесос Roidmi EVE CC доступен к покупке

Roidmi EVE CC — это продвинутая модель робота-пылесоса, которая существенно упрощает уборку.

Ивлеевой предъявили обвинение в дискредитации Вооруженных сил РФ и отрицательной оценки СВО

Тверской суд Москвы оштрафовал блогера и известную телеведущую Анастасию Ивлееву. В самом начале проведения СВО Анастасия Ивлеева опубликовала в Instagram (соцсеть признана экстремистской на территории РФ) опубликовала пост, который дискредитировал Вооруженные силы РФ, а также свидетельствовал об отрицательной оценки СВО.