• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 93,4409
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 20.04.2024 : 99,5797

Охота за подводными сокровищами началась

В октябре 2001 года на той же глубине исследователи наблюдали стаи каракатиц, охотящихся за люминесцентными рыбами. В ноябре 2003 года на глубине 500 метров были замечены практически исчезнувшие тюлени монахи. До этого времени для них была не известна граница охотничьих угодий.

Океанические пучины - это сундук, заполненный сокровищами.

Земля, скрытая под толщами воды, содержит в себе богатейшие запасы золота, магния, меди. Здесь же гигатонны горючего вещества метангидрата, ждущего своего разработчика. Океанические глубоководные трещины это белые пятна на карте Земли, которым уже угрожает мародерство.

А всего лишь несколько столетий назад океанское дно в представлении людей ассоциировалось с пустыней. В 19 столетии с глубин несколько сот метров сети понимались, практически, пустыми, а то, что в них попадалось, никак нельзя было назвать привлекательными созданиями. В 1843 году британский натуралист Эдвард Форбест утверждал: На глубине более 300 метров жизни нет . Своей категоричностью он запустил механизм исследования подводного царства Мирового океана. Англичанин разбудил честолюбие своих противников и, прежде всего, Чарльза Томсона, совершившего с 1872 по 1876 год на трёхмачтовом корабле Челенджер кругосветное путешествие. С помощью сетей с глубин 5700 метров он вытащил на божий свет 4717 неизвестных в то время видов живых существ.

Собранная коллекция доказывала океанская пучина наполнена жизнью. Сейчас исследователи знают, что мрачные пустыни океанов разбавлены цветущими оазисами жизни, которые возникают в самых неожиданных местах: трупы крупных морских животных предлагают обильную пищу глубоководным созданиям; горячие источники с их минерализованной водой способствуют развитию богатой экосистемы. Благодаря обильной планктонной фауне подводные горы дают жизнь метровым губкам и глубоководным кораллам. Глубины Мирового океана на тысячи квадратных километров кишат неизвестными видами всех классов животных.

Интересен процесс возникновения и угасания, оазиса жизни возле трупа гигантского морского млекопитающего. Десять месяцев возле останков голубого кита бушевала жизнь. Свыше 200 различных видов моллюсков, червей пожирали то, что осталось от погибшего животного. Когда колос был полностью объеден, жизнь остановилась. Но вскоре кости покрыл жёлтый ковёр из бактерий. Микробы выделяют серу из останков, из которой получают энергию, как это делают растения из солнечного света. А бактерии вновь становятся пищей для червей, моллюсков и рачков. Эта мрачная скатерть самобранка цветёт ещё в течение двенадцати лет.

Люди тут же воспользовались тем, что подсмотрели в морских глубинах. Из разлагающих останки микробов, американская биотехнологическая фирма научилась выделять белковые вещества. В переработке бактерий приняла участие и агрофирма Syngenta, пытающаяся получить экономящее энергию вещество моющее средство, идеально стирающее бельё в холодной воде.

Однако экосистема китового трупа блекнет рядом с открытием, сделанным американским геологом Джеком Корлисом. 17 февраля 1977 года, спускаясь в подводном аппарате на дно океана недалеко от вулканического острова, он думал, что подводные организмы находят пищу только в верхних слоях океана. Геолог пытался найти кратер вулкана, о наличии которого свидетельствовали расчёты. Как и ожидалось, сначала аппарат плыл над недавно выброшенными, достаточно однотонными слоями лавы. Вдруг на глубине 2500 метров исследователь увидел невообразимую картину: из трещин застывшей лавы била ключом горячая вода. Её блеск напоминал асфальт в летнюю жару. Но самым удивительным было то, что в кипящем бульоне купались 30 сантиметровые, белые мидии. Сенсация: в полной темноте, при баснословном давлении, омываемая ядами свинцом, мышьяком и ртутью, развивается жизнь. Открытие для команды подводного батискафа было абсолютно неожиданным. Вместо того чтобы брать пробы, они достали из камбуза водку.

Теперь по всему Мировому океану на границах соединения континентальных платформ, там, где взламывается тонкий слой земной коры, исследователи обнаружили биомассу. Вода, разогретая до 350 градусов Цельсия, которая способна расплавить толстые стены подводной лодки, растворяет минералы, которые при охлаждении огромными кучами откладываются на дне океанов. И на них, окружённая жарой и ядами, появляется жизнь, жизнь столь же пышная, как и на коралловых рифах. О пропитании заботятся бактерии, питающиеся вулканической серой. Удобрения из недр Земли ,- так называет этот процесс микробиолог Карл Штетер. Многие из этих бактерий лучше всего чувствуют себя при температуре 90 градусов по Цельсию, при температуре при которой обычные бактерии давно бы погибли. Они растут даже при 113 градусах Цельсия это абсолютный рекорд существования жизни на Земле.

И здесь тут как тут биотехнологи. Одной ложки придонного ила достаточно, чтобы получить наследственный материал для дальнейшей работы. Из бактерий был выделен микроб Pyrodictium abussi, из которого немецкие исследователи выделили вещество, способное заменить ядовитый хлор, используемый при производстве бумаги. А Alcanivorax borkumensis должен растворять нефтяные плёнки, остающиеся после катастроф нефтетанкеров.

Сокровища глубоководных впадин не ограничиваются микромиром: около горячих источников в огромном количестве отлагаются металлические руды. В то время, когда геологи всего мира поведали об упадке геологической гильдии, Джон Л. Меро в 1965 году выпустил книгу Mineral-Ressourcen des Meeres , в которой нарисовал картину безграничности рудных запасов морей.

Однако мировые цены на цветные металлы пока препятствуют рентабельной разработке металлосодержащих глыб морского дна. Отложения руд нужно будет вычёсывать , а это может нанести серьёзный вред окружающей среде. В результате работ в воздух взметнётся огромное пыльное облако, которое задушит всё живое на огромном пространстве ,- утверждает Петер Херцих, руководитель института моря города Киля. Поэтому геологи и предприниматели сейчас пристально рассматривают другую возможную цель подводные вулканы. Кроме лавы, в виде побочных продуктов, они выбрасывают благородные металлы, такие как золото, серебро, платина. В 1981 году в породах, поднятых с глубины 1700 метров из юго-восточной части Тихого океана, Херцих обнаружил сказочное содержание золота 30 грамм на одну тонну породы. На суше уже порода, содержащая 3 грамма золота, считается пригодной для разработки. Новым Эльдорадо называют кратеры вулканов, расположенные на глубине 1000 метров и более.

Однако морские вулканы интересны не только из-за руд. У вулканических кратеров снуют стаи рыб, живут губки и кораллы, чьё число и разнообразие учёные могут только предполагать. Уже существует целая рыбная индустрия, занимающаяся мародёрством на подводных склонах вулканов. Там ловят намного больше рыбы, чем на каких-либо других глубинах ,- говорит Берн Христиансен, биолог гамбургского университета. Именно он возглавляет проект Евросоюза по исследованию и защите морских гор.

Где есть выгода, там тут же возникают проблемы. Как большинству глубоководных организмов, для увеличения численности рыбам требуется очень много времени. Так Orange Roughus, особо любимая для суши рыба, только с 25 до 40 лет становится половозрелой, а всего живёт до 150 лет. В 80-е годы двадцатого века рыбаки Новой Зеландии и Австралии стали ловить рыбу на глубине 2000 метров. Сначала улов был значительный: до 60 тонн рыбы за 20 минут. Однако уже через несколько лет он составлял треть от первоначального улова, а в некоторых местах сети поднимались на поверхность практически пустыми. Кроме того, с поверхности подводных гор тралы содрали заросли кораллов и губок, тем самым, разрушив основы питательной цепочки.

Уже 40 процентов всех тралов, сейчас вытягивают с глубин, превышающих 200 метров. Всё больше морских биологов требуют ввести мораторием на такой вид рыбной ловли. Однако контроль, явно, будет иллюзорным, так как большинство кораблей занимается рыбной ловлей в нерегулируемых океанских зонах, или недалеко от берегов Антарктиды. В качестве положительного примера можно привести только Тасманию, которая с 2000 года взяла под охрану 19, из своих 800, подводных гор. Верхние слои Мирового Океана рыболовецкий флот опустошил почти под чистую. Теперь остался только глубоководный слой.

Тоже самое происходит и в нефтеперерабатывающей промышленности. Чёрного золота становиться всё меньше на суше, нефтедобытчики начинают бурение богатых источников на дне океана. Технические достижения делают это возможным. Недалеко от берегов Анголы в конце 2001 года французская фирма Total запустила в действие самую большую в мире плавучую нефтедобывающую платформу. Ежедневно с глубины 1400 метров на поверхность поднимают 200 000 литров сырой нефти.

Однако ещё больше чем нефть на морском дне инженеров привлекает совершенно новый вид топлива: таинственный метангидрат непредсказуемый, чистый и имеющийся в колоссальных количествах. Предположительно, в океаническом метангидрате содержится в два раза больше углерода, чем в нефти и газе всех мировых месторождений. Поэтому такие бедные полезными ископаемыми страны как Китай, Япония и Индия с таким рвением пытаются узнать о возможности разработки месторождений метангидрата. Япония уже в 2000 году дала ход проекту, ищущему применение новому виду топлива.

Но метангидрат коварен. На больших глубинах он пронизывает ил, и тем самым, укрепляет морские склоны. Но чем ближе к кратеру вулкана, тем выше температура. Всё это приводит к образованию метановых пузырей, которых так бояться нефтедобытчики. Пару лет назад чуть не перевернулась плавучая, нефтедобывающая платформа, после того как её бур попал на придонную газовую подушку. Но возможно более страшное развитие событий: разогреется морская вода или в нестабильных слоях произойдёт землетрясение. Всё это может привести к сползанию гигантских вулканических склонов. Подобное произошло 7000 лет назад в Норвегии: континентальный трёхсот километровый участок суши ушёл под воду. Образовавшаяся приливная волна на сотни метров накрыла Шотландию, удалённую на 900 километров от места катастрофы.

И климату Земли грозит чудо топливо . Если произойдёт повышение температуры воды, на поверхность океана подымится огромное количество газовых пузырей, а так как метан в 30 раз сильнее способствует нагреванию атмосферы, чем углекислый газ, то наша планета, просто, изжарится. Использование метангидрата в качестве автомобильного топлива, тоже имеет свои границы из-за возникающих проблем с загрязнением окружающей среды.

Чем больше знаний получает человек о вечном сумраке океанов, тем меньше остаётся эйфории прошлых лет. От утопий шестидесятых, открытия сегодняшних дней не оставляют камня на камне. Сейчас точно известно, что на громадных глубинах существует жизнь, что морские течения доходят до придонных трещин. А это значит в океане нет места, куда можно было бы сбрасывать атомные отходы, и нет места для избыточного количества углекислого газа, основного виновника парникового эффекта. А именно, на океанское дно предлагали складировать избытки двуокиси углерода

Идея жизни человека на морском дне, так же, пожалуй, относится к миру фантазий. Подводные спуски очень дороги. Робототехника, наоборот, с каждым годом дешевеет. Как и в космосе, автоматы вытесняют человека из царства Нептуна. Будущее за управляемыми компьютерами и высокотехнологическими инструментами. Уже сейчас монтируются измерительные приборы и камеры, которые годами могут оставаться на морском дне. Подводные лодки с дистанционным управлением контролируют нефтепроводы и телефонные кабели. Сейчас на океаническом дне значительно чаще можно встретить полчища роботов, чем подводные аппараты, управляемые человеком.

Кажется, что космос значительно лучше изучен, чем дно Мирового океана. Марсианские спутники посылают картинки с поверхности Красной планеты, несмотря на расстояние в 78 миллионов километров, в то время как исследован едва ли один процент океанического дна. Пионеры глубинных исследований чувствуют себя сродни астронавтам. Когда подводный аппарат опускается на дно океана, возникает ощущение, что ты попал на Луну .

Перевод Беляковой Марины из швейцарского журнала Facts

Церемония вручения медалей блокадникам Ленинграда прошла в генконсульстве РФ в Нью-Йорке

Изабелла Светлосанова, которой на момент начала блокады было четыре года, выразила благодарность дипломатам за поддержку и осудила возрождение фашизма.

Глобальная экономика оказалась устойчивее, чем предполагалось, сказал представитель МВФ

Мухаммед бен Абдалла аль-Джадаан подчеркнул, что мировая экономика избежала более сложной ситуации, чем ожидалось ранее.

Города Северо-Запада посетит турбизнес Петербурга в рамках роуд-шоу

Города Северо-Запада посетит турбизнес Петербурга в рамках роуд-шоу "Добро пожаловать в Санкт-Петербург!" посетит

Около 35% гостей Северной столицы совмещают путешествие в Петербург с поездками по маршрутам "Серебряного ожерелья" Северо-Запада, а в прошлом году к ним добавились два новых национальных туристских маршрута.

Грозный выбрали местом проведения Кавказского инвестиционного форума

Форум призван способствовать развитию СКФО, привлечению инвестиций. Проведение форума откроет перед нами широкий спектр возможностей и поможет реализовать амбициозные планы.