• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 30.03.2024 : 92,366
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 30.03.2024 : 99,5299

Гены Чингизхана

Многочисленные исследования показывают, что нейромедиатор дофамин, который, по-видимому, связан со всем, что доставляет удовольствие, в том числе при приеме алкоголя - ключевой фактор в развитии алкоголизма. Если дофаминовая система работает плохо, то это побуждает человека употреблять дополнительные стимуляторы в виде алкоголя или наркотиков. Именно ответственные за сбой системы гены и считают виновными в наследственном алкоголизме.

Учёные давно ищут "ген алкоголизма". Многие факты указывают на то, что если в семье есть пьющий человек, то вероятность того, что сопьётся и кто-то из младшего поколения, резко возрастает. Генетикам удалось выявить целых 25 фрагментов ДНК, которые в неблагоприятном сочетании повышают уровень зависимости от алкоголя.

Очень большую роль играет среда, в которой растёт и воспитывается человек, его характер и тому подобные "внешние" факторы. Группой уфимских ученых в ходе исследований в организме человека выявлены не более восьми генов, ответственных за склонность к алкоголизму.

Немецкие ученые обнаружили, что склонность к неумеренному употреблению спиртных напитков определяется наследственностью. При обследовании 92 алкоголиков был выявлен дефект гена, кодирующего медиатор серотонин - одно из важнейших веществ для головного мозга, способствующее передаче нервных импульсов от одной клетки мозга к другой. У людей с нарушенным из-за этого дефекта синтезом серотонина регулярное употребление спиртного быстрее ведет к алкоголизму.

Исследователи в медицинском институте Университета Ваишнгтона в Сент-Луисе утверждают, что они обнаружили ген, который создает риск алкоголизма у определенных людей. Называется ген GABRG3, и ученые считают, что для выяснения того, как работает этот ген, нужны дальнейшие эксперименты.

Они сомневаются, что зависимость от алкоголя может возникнуть лишь из-за одного гена. Они предполагают, что риск алкоголизма может быть вызван группой генов. Их выводы основываются на исследовании 2282 человек из 260 семей.

Российские ученые, изучая механизмы превращения алкоголя в крови, обнаружили, что один из генов, кодирующих необходимый для распада этилового спирта фермент, может присутствовать у человека в одной из двух форм - так называемой "европеоидной", характерной для жителей стран Европы, и "монголоидной", встречающейся преимущественно у азиатов. Люди, в геноме которых содержится "монголоидная" версия гена, менее устойчивы к алкоголю - они быстрее пьянеют и хуже контролируют свое поведение, чем носители "европеоидного" гена (эти данные были получены при обследовании нескольких сотен московских студентов, которым предлагалось выпить 350 граммов водки, а затем пройти серию тестов и анализов). У россиян, как показали исследования, эти варианты гена встречаются приблизительно одинаково часто - 50% населения являются носителями его "монголоидного" варианта, 50% - "европеоидного".

По мнению ученых, существование двух версий одного и того же гена объясняется социокультурными особенностями людей различных наций. Так, в Европе с древнейших времен практиковалось производство относительно крепких алкогольных напитков, благодаря чему европейцы были "вынуждены" адаптироваться к воздействию спирта. А вот азиаты предпочитали более "естественные" напитки, например кумыс, поэтому они не нуждались в защите от этанола. А так как в России смешались представители и той, и другой "генетической группы" людей, то у россиян присутствуют и "европеоидный", и "монголоидный" гены.

Интересную попытку расставить все точки над "i" предприняли ученые из финского Национального института общественного здоровья. Они попытались разобраться в том, как влияет фактор употребления алкогольных напитков на такой "интегральный" показатель состояния здоровья, как продолжительность жизни.

Исследователи провели серию экспериментов на различных генетических линиях крыс, в том числе на зверьках линии ANA, предрасположенных к употреблению алкоголя. Ученые разделили каждую группу крыс на две подгруппы. Животные, попавшие в первую из них, получали на протяжении 24 месяцев в качестве единственного источника жидкости 12-процентный раствор спирта, а попавшие во вторую - чистую воду. По окончании эксперимента исследователи сравнили продолжительность жизни животных из разных групп.

Полученные результаты показали, что на самом деле употребление алкоголя, даже принудительное, вовсе не приводит к сокращению продолжительности жизни. Более того - предрасположенные к пьянству крысы были здоровее и жили дольше, чем "малопьющие". Причем эта закономерность проявлялась и в том случае, если сравнивались животные без генетической предрасположенности к алкоголизму.

Так откуда взялось представление о том, что алкоголь сокращает продолжительность жизни? По мнению ученых, это связано, прежде всего, с влиянием факторов, сопровождающих алкоголизм. Так, известно, что алкоголем злоупотребляют люди, зачастую страдающие хроническими заболеваниями, течение которых на фоне алкоголизма только ухудшается. Поэтому вполне возможно, что сам по себе алкоголь практически безвреден, но в сочетании с "сопутствующими проблемами" он серьезно портит человеку жизнь.

Кстати, сами исследователи предупреждают, что, коль скоро эти данные были получены на крысах, нельзя утверждать, что они соответствуют действительности и для людей. Поэтому, даже если вы абсолютно здоровы, не стоит пробовать продлить свою жизнь с помощью спирта - это может закончиться очень плохо.

Ольга Веснина

Русско-армянские отношения находятся под угрозой из-за

Русско-армянские отношения находятся под угрозой из-за "заигрывания" Армении с США

Посол РФ в Армении Сергей Копыркин заявил, что американцы не скрывают, что рассматривают тесные отношения с Арменией всего лишь в контексте противостояния с Россией. Действия Армении могут принести непоправимый ущерб русско-армянским отношениям.

Девять человек задержали в Таджикистане, все они подозреваются в связи с террористами из "Крокус Сити Холла"

Сотрудники Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана задержали девятерых людей, которые, возможно, причастны к теракту в "Крокусе".

Ученые рассказали о пользах правильно составленного завтрака

Завтрак играет ключевую роль в улучшении функционирования мозга и повышении уровня интеллекта человека.

Британский эксперт Бонд выделил самый полезный для здоровья чай

Британский эксперт Тим Бонд провел исследование различных видов чая и выявил, что молочный улун обладает наибольшей пищевой ценностью и полезен для здоровья человеческого организма.