• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.07.2021 : 73,6088
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.07.2021 : 86,9173

Путешествие к центру Земли по Дэвиду Стивенсону

"Сначала эту идею находили смехотворной, сегодня ее считают неосуществимой. Это большой прогресс!" Планетолог Дэвид Стивенсон, сидящий за столом своего кабинета в Пасадене (штат Калифорния), вполне удовлетворен эффектом, который произвело его "скромное предложение", сделанное 15 мая на страницах журнала Nature: послать зонд в центр Земли в пузыре из расплавленного металла, пишет Le Monde (перевод InoPressa).

Это предложение не прошло незамеченным для геологического сообщества, которое не так уж часто посещают революционные идеи.

"Геологи действительно никогда не думали о том, каким образом можно было бы проникнуть в центр Земли. Они считают это предприятие слишком дорогим или слишком трудным, – отмечает новозеландский ученый, приехавший работать в Калифорнийский технологический институт в 1980 году. – Совсем другое мышление у тех, кто занимается космическими исследованиями: благодаря соревнованию между Востоком и Западом в эту сферу вкладывались огромные инвестиции. Там совершенно другая атмосфера и другое отношение к тому, что можно сделать".

Стивенсон, специализирующийся на образовании планет Солнечной системы, вдохновился именно этим опытом, разрабатывая свой сценарий.

Недавно вышедший на экраны фильм "Ядро Земли" (The Core), повествующий о научной экспедиции к центру планеты, подтолкнул его к тому, чтобы сформулировать идею, не покидавшую его на протяжении многих лет. "Агент компании Paramount связался со мной и попросил меня ответить на научные вопросы, поднятые фильмом, – рассказывает ученый. – Я сказал, что это было бы интересно. В декабре я написал об этом статью, всего за один день".

В дальнейшем расчеты были уточнены, но главное было уже высказано. Прорыть шахту в земной коре, вылить туда 100 тысяч тонн расплавленного металла, масса которого благодаря самой гравитации углубит этот ход, унося с собой зонд размером с грейпфрут – "или с дыню, или с ананас", шутит ученый. Этот зонд, считает он, мог бы позволить производить замеры и передавать их с помощью акустических волн. Подземная капсула смогла бы достичь центра земли за неделю: "99,99% всей работы" выполнила бы сила земного притяжения.

Принцип, который рассчитывает применить Дэвид Стивенсон, является полной противоположностью извержению вулканов, выбрасывающих на поверхность Земли расплавленную лаву. Будучи менее плотной, чем окружающая среда, она поднимается вверх, тогда как металлический пузырь Стивенсона погружался бы вниз в силу противоположного феномена. Модная ныне теория утверждает, что металлическое ядро Земли образовалось благодаря именно этому механизму – однако ученый в эту гипотезу не очень верит.

На сегодняшний день его предложение вызывает больше энтузиазма у профанов, чем у специалистов, которые "настроены не то чтобы очень критично, но в то же время не прыгают от радости, утверждая, что это нужно сделать немедленно", отмечает Стивенсон. По его словам, на недавно состоявшемся научном конгрессе он беседовал на сей счет с бывшим министром по науке Клодом Аллегром. "У меня сложилось впечатление, что он нашел эту идею заслуживающей внимания. Если не для того, чтобы добраться до центра Земли, то хотя бы с тем, чтобы проникнуть в нее на несколько десятков километров", - говорит ученый.

Вот только осуществима ли эта идея? Стивенсон признает, что первая фаза эксперимента, состоящая в том, чтобы проделать ход в земной коре, остается самой неразработанной частью концепции. Сегодня он сожалеет о том, что говорил о возможности использования с этой целью атомных бомб: у экспериментаторов этот "инструмент" непопулярен, к тому же Стивенсон "не уверен, потребуется ли для этого так много взрывчатки".

Стивенсон не ждет, что его предложение будет осуществлено уже в ближайшие годы. "Это набросок, к которому можно было бы вернуться лет через десять", – говорит он. Может быть, он просто захотел попасть в список великих мечтателей? "Кто знает?" – отвечает он. Артур Кларк описал космические станции задолго до их появления…

ФАН в своем расследовании обозначил цели фильма

ФАН в своем расследовании обозначил цели фильма "Вагнергейт" фирмы Bellingcat

Фильм "Вагнергейт" (WagnerGate), премьера которого запланирована на 29 июля, еще до выхода расшатал ситуацию в Киеве.

Пригожин рассказал о разрушительных последствиях интервенции НАТО в Ливию

Журналисты BBC в рамках сбора материалов для документального фильма о событиях в Ливии обратились к российскому предпринимателю Евгению Пригожину с просьбой оценить роль России в судьбе африканского государства.

Задача — погибнуть: Милонов назвал Ходорковского заказчиком убийства журналистов в ЦАР

Убитые в ЦАР три года назад российские журналисты Александр Расторгуев, Орхан Джемаль и Кирилл Радченко стали жертвами коварного плана Михаила Ходорковского. Об этом в годовщину трагедии рассказал депутат Госдумы РФ Виталий Милонов.

В борьбе с коронавирусом уместны даже розыгрыши автомобилей. Общественник Александр Колос о рекламе вакцинации

Российские медиа активно рекламируют вакцинацию от коронавируса. Ролики выглядят частью хорошо спланированной кампании и не уступают масштабной коммерческой рекламе.