Китайские автомобили теряют позиции — дилеры закрываются, а покупатели рискуют остаться без поддержки

Можно ли назвать российский авторынок стабильным в 2025 году? Однозначно — нет. По данным "Автостат", в апреле продажи новых легковых автомобилей упали на 25,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. За первый квартал падение составило примерно четверть — минус 25,4%. Что происходит на рынке и чего ждать дальше?

Автомобильный рынок в кризисе: что влияет на падение продаж?

Затоваривание дилерских складов, подорожавшие кредиты и снижение покупательной способности россиян — главные причины снижения спроса на новые машины. Дилеры накапливают остатки, но продаж становится всё меньше. При этом даже такие известные китайские марки, как Geely и Exeed, в апреле потеряли более половины своих продаж.

Китайские бренды под давлением

2025 год оказался непростым для китайских автопроизводителей на российском рынке. Уже в первом квартале закрылись 213 дилерских центров, и это далеко не предел. Наибольшие потери понесли Bestune, Kaiyi, Dongfeng и BAIC, при этом популярные Geely частично перешли в ребрендинг под именем Knewstar.

Глава агентства "Автостат" Сергей Целиков прогнозирует сокращение количества дилерских центров и контрактов, что связано с ухудшением экономики дилерского бизнеса. Алексей Подщеколдин, глава ассоциации РОАД, подтверждает: около 60% дилеров в 2024 году работали в убыток, и ситуация не улучшилась.

Кого мы потеряем?

Сейчас в России представлено более 50 китайских брендов, и высокая конкуренция приводит к уходу менее популярных. В РОАД считают, что в первую очередь с рынка уйдут те, кто не показывает значительных продаж.

Ренат Тюктеев, замгендиректора по продажам "Авилон", поясняет: "Для дилера работать с маркой становится убыточно, если продажи не превышают 50-70 машин в месяц. Если продажи ниже 20-30 авто, убытки гарантированы".

Генеральный директор "Автодома" Андрей Ольховский отмечает, что бренды с объемом продаж выше 5 тысяч машин в год останутся, а мелкие игроки рискуют исчезнуть.

Директор департамента новых автомобилей "Рольф" Николай Иванов добавляет, что под угрозой — Kaiyi, Foton, Livan, SWM. Некоторые бренды уже покинули рынок: "Рольф" перестал сотрудничать с BAIC и Kaiyi, а "Обухов-Моторс" — с SWM.

Почему китайцам важен российский рынок?

Для китайских автопроизводителей Россия — не столько источник прибыли, сколько стратегический рынок. Андрей Ольховский объясняет, что продажи здесь помогают снизить издержки и дают политические бонусы.

Ренат Тюктеев подтверждает, что рынок России остается приоритетом из-за перепроизводства в Китае. Андрей Терлюкевич из "АвтоСпецЦентра" отмечает потенциал роста российского рынка, который может войти в топ-10 крупнейших в мире.

Президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин соглашается: "Наш рынок крупный, со старым парком, требующим обновления — это привлекает китайцев".

Какие риски для владельцев китайских автомобилей?

Покупателям китайских машин стоит быть готовыми к трудностям. Уход брендов грозит проблемами с гарантийным обслуживанием и запасными частями, а также падением стоимости автомобилей на вторичном рынке.

В РОАД напоминают на примере Renault, что уход производителя может оставить владельцев без поддержки. Андрей Ольховский считает, что нужна государственная поддержка для сохранения сервисного обслуживания и запчастей.

Андрей Терлюкевич успокаивает: дилеры обычно выполняют гарантийные обязательства, а крупные китайские компании не хотят рисковать своей репутацией. Однако реальная опасность — банкротство дилеров.

Николай Иванов советует выбирать марки из топ-10 по продажам, так как они сохраняют остаточную стоимость и минимизируют риски.

Автомобиль — не инвестиция

Эксперты единодушны: автомобиль — это не вложение средств, а расход. Цена падает сразу после покупки, и дополнительно тратятся деньги на обслуживание и налоги. Исключение составляют только редкие ретроавтомобили.