В прошлом году внешнеторговый оборот Тувы увеличился в 15 раз

В республике Тыва будут активно развивать таможенную инфраструктуру. Регион расположен на пути в Монголию и Китай, пишет Pravda. Ru.

"Наш важный преимущественный фактор — это приграничное географическое положение. Если хотят на Западе играть в санкции, то у нашей страны есть восточные выходы во внешний мир. Мы должны заняться открытием восточных ворот для добрососедских и взаимовыгодных экономических отношений!" — считает глава Тувы Шолбан Кара-оол

Сейчас власти Тувы добиваются повышения статуса автомобильного пропускного пункта "Хандагайты" до многостороннего. Сейчас он открыт лишь для граждан России и Монголии. Представители других стран могут попасть в Россию через пропускные пункты в Бурятии и на Алтае, однако те куда менее удобны. Правительство Тувы уже представило в профильные ведомтва предложения по ускоренному развитию таможенной инфраструктуры. Большинство специалистов одобряют такой подход.

"Конечно, любое улучшение таможенной инфраструктуры, как показывает мировой опыт, эффективно. Другое дело, что возникает очень много рисков, возникает риск контарбанды. Но здесь уже вопрос не к тому, что надо или не надо делать, делать все равно надо, а вопрос лишь в надлежащем контроле, чтобы это все было на должном уровне и т. д, — уверена Инна Андронова, доцент кафедры международных экономических отношений Российского университета дружбы народов, автор книги "Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве", давшая интервью Pravda. Ru. — Мы сейчас в такой ситуации, что необходимо еще больше подстегивать этот процесс. Делать, безусловно, и как можно быстрее!"

Именно через Туву проходит кратчайший путь из центра России через Урал, Западную Сибирь и Монголию в Китай, а дальше в Гонконг, Южный Китай и Юго-Восточную Азию. Помимо повышения статуса "Хандагайты", глава Тувы попросил руководителя Росграницы Константина Бусыгина о включении в перечень специализированных пунктов пропуска АПП "Цаган-Тологой".

"Необходимо рассматривать именно развитие инфраструктуры не с точки зрения количества пропусков товаров потребления, а с точки зрения такой инфраструктуры, которая бы позволяла быстро и с минимальными затратами контролировать провоз или поставки крупнотанажного оборудования, в том числе и автомобильного, — отмечает Аза Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ, давшая интервью Pravda. Ru. — Не секрет, что автомобильная транспортировка осуществляется при прохождении таможенной границы либо путем прямого досмотра, либо путем рентгенографического просмотра.

Второй вариант более оптимальный и менее затратный, и с точки зрения времени, и с точки зрения финансовых трудозатрат конкретного персонала таможенного пункта, но он требует определенных капитальных вложений, развития технологий, установления рентгенографического оборудования и т. д. Поэтому, действительно, развитие таможенной инфраструктуры в данном случае будет способствовать расширению торговых возможностей с точки зрения не только поставок в РФ, но и, скорее, из России в Азиатско-Тихоокеанские страны, и в первую очередь в Монголию. Это различное оборудование, машиностроительная техника и т. д. То есть, продукция с высокой добавленной стоимостью. Это крайне необходимо. В противном случае, мы не сможем компенсировать потери, связанные с изменением цен на нефть".

Из-за санкций, наложенных западными странами, Россия все больше разворачивается на восток. На Туву это повлияло самым благоприятным образом — внешнеторговый оборот в прошлом году увеличился в 15 раз и достиг 11 миллионов долларов. И это только начало.

Правительство республики надеется, что АПП "Хандагайты" получит новый статус уже в 2015 году, что принесет пользу не только региону, но и России в целом.