В Архангельской области реформируют МСУ

Новую модель реформы местного самоуправления утвердили в Поморье. Перед голосованием в Архангельском областном собрании было инициировано широкое обсуждение законопроекта во всех городах и районах региона.

"По сути, подведён итог большого марафона обсуждения этого законопроекта, — рассказал в интервью Pravda.Ru губернатор Архангельской области Игорь Орлов. — Он напрямую касается создания нормальных условий жизни для людей в каждом муниципальном образовании. Большинство депутатов поддержали законопроект, и это свидетельствует о том, что необходимость в новых правилах управления регионом назрела и поддерживается обществом. Народные избранники будут определять, как развиваться их муниципальному образованию: с какими финансовыми ресурсами, с какой стратегией в области инвестиций, строительства и всех важнейших направлений жизни. Исполнительная же власть станет административным и хозяйственным инструментом реализации планов развития".

Реформа МСУ предполагает, что города и районы выберут один из способов формирования депутатского корпуса — из депутатов и глав поселений или же на прямых выборах. А затем один из депутатов возглавит муниципальное образование.

"Сначала он должен будет избираться как депутат, и только затем — как руководитель муниципального образования, — подчеркнул в беседе с корреспондентом Pravda. Ru заместитель губернатора Поморья по региональной политике Сергей Ковалёв. — В итоге — двойная проверка!".

Кандидатуру на пост руководителя МО будет выдвигать специально созданная комиссия, в которую по инициативе губернатора войдут активисты общественной палаты, общественных советов, некоммерческих общественных организаций и депутатского корпуса района или города. Утверждать кандидата, а также принимать решение о снятии действующего руководителя получили право депутаты муниципального образования.

"Институт сити-менеджерства — это пока наиболее эффективная модель разграничения политических и хозяйственных функций в руководстве муниципальными образованиями, повышения ответственности глав муниципальных образований и депутатского корпуса в связи с системой более жесткого контроля за деятельностью глав и глав администраций муниципальных образований, — рассказал Pravda. Ru член Международной ассоциации адвокатов, консультант Общественной палаты РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры муниципального управления РГГА Игорь Шмидт. — Сити-менеджер, или в переводе с английского, городской управляющий — это, по сути, глава муниципальной администрации, занимающийся решением текущих задач и работающий по контракту с городским советом. При этом разработка длительной стратегии развития, церемониальные функции и связь с вышестоящими органами остаются за мэром. В англоязычных странах такой способ управления с участием сити-менеджеров называется советно-управленческим. У нас в России какого-то специфического термина о такой системе управления муниципальными образованиями пока не придумано, но ведь дело не в терминах или названиях. Если угодно, называйте сити-менеджера городским управляющим! Это одно и тоже. Просто русскому уху русские названия как-то благозвучнее…

Кстати, обычно городских управляющих сравнивают с генеральными директорами крупных корпораций. Да, собственно, так оно и есть: сити-менеджер, по сути, это и есть некий наемный директор городской корпорации. В бизнесе такое применяется уже давно, а вот в сфере муниципальной управления дело это, так сказать, пионерское, первопроходническое. По сути, Архангельская область на Северо-Западе России и является в этом вопросе неким первопроходцем. И, не сомневаюсь, направление регионом взято совершенно правильное!

Отрадно, что региональный парламент оказался единодушным в подходе к этому вопросу, не везде такое наблюдается. Лично наблюдал, как в некоторых регионах России, где по вполне понятным, надеюсь, пытались как бы противостоять этим процессам избранные мэры городов — особенно тех, у которых в местном хозяйстве были пробелы. Увы, такое было… И очень здорово, что губернатору Архангельской области Игорю Орлову удалось убедить все стороны процесса подойти к нему не с точки зрения личных или корпоративных интересов, а с позиции эффективности управления и пользы для всего общества!"