100 лет назад в Кунгурскую ледяную пещеру пришли первые экскурсанты

В этом году Кунгурская ледяная пещера отмечает 100-летие туристической деятельности. За месяц уникальный природный объект посещает более 10 тысяч человек, пишет Pravda.Ru.

"Интересные объекты, которые неповторимы и существуют в единственном экземпляре, - это точка роста и точка притяжения. Понятно, что все хотят это увидеть. Это подарок для туристских администраций. Другое дело, что такие сложные объекты, как пещеры, Ледяная пещера, в частности, требуют очень внимательного отношения к рекреационной нагрузке, потому что они очень уязвимы с точки зрения превышения этой нагрузки, - отмечает в разговоре с Pravda.Ru Татьяна Гаврилова, заместитель генерального директора группы компаний "Астра Марин". - Если соблюдаются все условия, которые позволят сохранить объект, то это замечательная вещь, это то, что дает возможность развиваться и привлекать туристов. Конечно, туристам нужны дополнительные услуги, начиная от размещения, питания, дополнительных развлечений, еще и сувенирная продукция. Должен быть задействован весь комплекс. Но когда есть такой замечательный объект, который изначально привлекает, с этим уже работать легче".

Протяженность этого чуда природы составляет 5700 метров, для посещения оборудовано больше полутора километров. В Кунгурской пещере 48 гротов, около 60 озер и 146 "органных труб".

"В целом международный тренд идет на экологический туризм, на использование природных рекреационных ресурсов, а Россия по этим показателям, и Пермский край в частности, является лидером в мире, - подчеркнул Юрий Барзыкин. - Поэтому необходимо использовать природные объекты, уникальные качества территории для формирования турпродукта. Нигде такого больше нет. Нужно обустраивать подъездные пути, помещения, обеспечивать дополнительными сервисами, то есть использовать тот потенциал, который имеется в регионе. Это очень важно, не надо ничего выдумывать дополнительно. И, конечно, уникальность объекта - это важнейшая составляющая конкурентоспособности продукта, именно поэтому растет и число посетителей, причем и россиян, и гостей из-за рубежа".

Туристический поток к соседним достопримечательностям также увеличивается. Недавно была принята новая государственная программа «Развитие туризма в Пермском крае на 2014-2016 годы», которая должна вывести отрасль на новый этап развития. Ее главная цель - повышение качества обслуживания.

"Необходимо, во-первых, взаимодействие с другими программами, прежде всего, инфраструктурными, потому что пятизвездочный отель в голой степи стоять не может, поэтому нужна инженерная, транспортная инфраструктура, средства размещения. Это первый блок. Второй - обеспечение качества услуг при соответствующей цене. Конечно, есть необходимость и возможность формирования этого продукта, продвижение его на рынок, чтобы о нем знали, видели и понимали, кто, за сколько привезет туда туристов. Поэтому в программе все эти этапы должны быть определены и профинансированы, - заявил Pravda.Ru Юрий Барзыкин, председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности, вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ). - Туризм - это основная площадка для частно-государственного партнерства, государство в лице субъекта берет на себя финансирование инфраструктуры, а бизнес - строительство объектов досуга, показа, средств размещения, все, что с этим связано, и их обслуживание. Как правило, коэффициент по федеральной программе такой - государственные средства 1:3,24, но практика говорит и 1:4, то есть существует очень большой мультипликативный эффект. Каждый рубль вложенных бюджетных средств не пропадает, а привлекает очень серьезные ресурсы бизнеса. Я думаю, это хороший стимул для экономического, но и для социального развития, потому что люди там будут работать местные, поэтому с обеих сторон выгодно".