Кто на самом деле изобрел первый в мире велосипед

Считается, что первым велосипед изобрел в 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ. Однако на самом деле это произошло еще раньше.

В 1800 году первый в мире велосипед построил русский крепостной изобретатель с Пожвинского на Урале завода Ефим Артамонов. Свою двухколесную цельнометаллическую конструкцию он создал на 12 лет раньше, чем немецкий изобретатель.

Кроме того, изобретение Артамонова было и конструктивно намного совершеннее "беговой машины" из дерева Карла Дреза. Более того, сделанный русским крепостным велосипед еще имел и педали, хотя это изобретение приписывается анличанину Макмиллану.

А рама из металла, которая была в конструкции Артамонова, вообще появилась на заграничных образцах только в середине XIX столетия.

Ефим Артамонов родился в семье крепостного мастера по строительству барж 1 ноября 1776 в семье Михея Артамонова. Еще мальчишкой он стал помогать отцу. Когда ему было 14 лет, отца отправили на Старо-Уткинскую пристань на Чусовую, где строили баржи для сплава чугуна и железа, а Ефима послали на демидовский Нижнетагильский завод, где готовили металлические крепления.

Пареньку нередко приходилось пешком преодолевать расстояние от Нижнего Тагила до Старо-Уткинской пристани Только в одну сторону — это примерно восемьдесят верст. Тогда-то, видимо, и появилась у него мысль о постройке самоката. А спустя десять лет "холоп Ефимка Михеев сын Артамонов розгами бит за то, что в день Ильи пророка (2 августа по новому стилю) года 1800 ездил на диковинном самокате по улицам и пугал встречных лошадей, которые на дыбы становились, на заборы кидались и "увечья пешеходам чинили немалые".

Узнав об этом изобретении, владелец завода граф Всеволожский выписал Артамонову паспорт и отправил изобретателя в Москву на коронацию Александра I. В Москву из Верхотурья на своем самокате Артамонов прибыл 15 сентября 1801 года. Ехал он со средней скоростью 12 верст в час. Примерно таким темпом передвигался санный экипаж, запряженный лошадьми.

В день коронации тысячи людей, собравшихся на Ходынском поле в Москве, с изумлением наблюдали за удивительной двухколёсной тележкой. Изобретение Артамонова было высоко оценено императором: из рук царя изобретатель получил вольную.

Заводу же была выплачена 500-рублёвая компенсация — именно столько в те годы стоил хороший крепостной мастер, в то время как средняя цена крестьянина составляла 100 рублей.
Скончался Ефим Матвеевич 11 ноября 1841 года. До конца жизни он пользовался своим самокатом, заменявшим ему лошадь.