Сретение — великий день, когда человечество узнали сына Божьего

"Сретение — ломает леденьё", "зима с весной встречаются", — так говорили в старину наши предки об этом светлом дне, когда младенца Иисуса впервые, на сороковой день после рождения, принесли в Церковь.

Православные (а также некоторые из протестантов, в частности, лютеране) отмечают этот праздник 15 февраля. Если сравнивать с Рождеством или Крещением, то он, конечно известен не столь широко. Тем не менее, Церковь относит Сретение к числу так называемых Двунадесятых праздников, двенадцати самых значимых после Пасхи дней церковного года.

Сегодня верующие вспоминают о том, как Святое семейство — Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф пришли из Вифлиема в храм, находившийся в Иерусалиме. Как описывается это событие в книги Евангелие от Луки, случилось это на сороковой день день после Рождества, как того требовал закон Моиссев.

В храме встретил Святое семейство старец Симеон Богоприимец. "Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем", — так описывал в Евангелии Лука смиренного старца.

Поэтому и называется праздник по старославянскому "сретение" — встреча праведного Симеона с младенцем Иисусом — истинным Богом и истинным человеком.

Этого дня Симеон ждал долгих триста лет — об этом узнаем мы также из Евангелия от Луки. Будучи одним из переводчиков Священного писания на греческий язык с еврейского, Симеон натолкнулась на фразу "Се Дева во чреве приимет и родит Сына". Подумав, что здесь закралась ошибка, он попытался исправить "Деву" на "Жену".

Однако рука Симеона, уже занесенная над строчкой, была неожиданно остановлена ангелом Господним, который и уверил его в том, что никакой ошибки в писании нет, и все произойдет именно так, как начертано. Да и сам Симеон не умрет ровно до тех пор, пока не познает истину слов пророка Исаии. Так и случилось в тот день, когда Дух Святой повелел Симеону встать и отправиться в храм.

"Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля",- сказал Симеон, держа на руках младенца Иисуса.

Как писал святитель Феофан Затворник, "в лице Симеона весь Ветхий Завет, неискупленное человечество, с миром отходит в вечность, уступая место христианству". Позднее слова Симеона, сказанные им при встрече с Иисусом-младенцем, станут знаменитым церковным песнопением, получившим название "Песнь Симеона Богоприимца".

Мария и Иосиф засвидетельствовали о том, что тайна их Сына была известна Иосифу, они были удивлены этому. С благословением почтенный старец возвратил Младенца на руки Матери и произнес:

"Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий. И Тебе Самой оружие пройдет душу…" (Лк.2,34-35). Это оказалось пророчество не о радостях, а, наоборот, о несчастиях, которые были впереди.

Святое Семейство возвратиться в Назарет так и не смогло. Прямо из Вифлиема им пришлось бежать от преследования царя Ирода, по приказу которого были казнены 14000 младенцев мужского пола в возрасте до двух лет. Это были первые христианские мученики.

События Сретения всегда для христиан имели огромное значение. В богослужебном календаре церкви Иерусалима этот день как праздник появляется в IV веке, однако тогда он не был самостоятельным праздником, а завершал 40-дневный цикл после праздника Богоявления (Эпифании).

И только после Халкидонского собора 451 года, когда началось расширение прославления событий земной жизни Иисуса Христа, Сретение постепенно выделяется в отдельный праздник.

"Сороковой день от Эпифании празднуется здесь с большою честью. В этот день бывает процессия в Анастасис, и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху.

Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст", — написала в IV веке в своем отчете о паломничестве в Святую Землю монахиня Эгерия.

Таким образом, уже в V веке Сретение как самостоятельный праздник утверждается в Римской Церкви в V веке, а в Константинопольской — в VI, при императоре Юстиниане.

Для Православной церкви Сретение — праздник, посвященный непосредственно Христу, но по своему богослужебному содержанию оно близко к праздникам Богородичным. Да и в своём возникновении, рассматривалось как праздник, посвященный Матери Божией. Уже вечером 14 февраля в храмах проходят торжественные всенощные бдения, а утром 15-го — божественная литургия.