Электромобили: Вместо двигателя мешок картошки

Есть ли у электромобилей будущее? Или они так и останутся относительно штучным товаром? В чем особенности такого электромобиля, как Tesla? И в чем главные преимущества и недостатки электрического транспорта? На эти вопросы Pravda.Ru отвечает директор по коммуникациям московского "Тесла-клуба" Игорь Антаров.

За "Теслу" можно купить десять обычных доступных электромобилей

— На "Тесле" ездите? Это совершенно бесшумная машина. Многие получают драйв от того, что машины урчат, свистят. Ведь даже дети, когда в машинки играют, имитируют звуки. Наверное, от электромобиля удовольствия не хватает?

— Ну да, на клубной я разъезжаю иногда по Москве. Нет, эффект как на американских горках, вот садишься и сразу — ускорение, и удовольствие получаешь собственно от этого ускорения. А относительно детей, была у меня такая мысль, что через 10 лет и они будут играть молча. То есть и дети изменятся, и вообще другая ситуация будет… После электромобиля и в обычном автомобиле вообще хочется ехать спокойно, никуда не спешить. Потому что смысла нет.

— Может быть, это возраст? Я, например, тоже езжу спокойно. У меня тоже нет ни малейшего желания выревывания…

— Нет, просто электромобиль не так ускоряется. Сев на американские горки, потом на самокате гнать не хочется. Вот здесь примерно такая же история.

— Но давайте не забывать, что "Тесла" даже для электромобиля безумно дорогая машина. Она может быть в десять раз дороже, правильно?

— Да, конечно. За "Теслу" можно купить десять обычных доступных электромобилей. Но и доступная модель до 100 километров в час разгоняется спокойно. А дальше она дает такой вот фон… Но это тоже настройка. Надо понимать, что у электромобиля нет обычной коробки передач, хотя бывают исключения.

Мы ездили в Лондон, тестировали там автомобили такого спортивного типа, которые еще не вышли даже. Их делают с коробкой, чтобы на скоростях за 180 и больше сохранить ту же динамику. А "Тесла" на момент, когда обычный автомобиль уже 4-5 передачу включил, едет, грубо говоря, на первой. У нее вообще коробки нет. И вот как раз этот момент сильную разницу создает.

— А как там трансмиссия устроена?

— Там вообще все удивительно. У "Тесла" пусто под капотом. Секрет в том, что мотор стоит практически между колес. У него размер — сантиметров 40 примерно, такого же размера инвертор и между ними стоит редуктор, у которого постоянное соединение, которое передает прямо на вал, на колесо-момент. И это дает очень большие выгоды.

— Если едешь с горки и в горку, ведь крутящийся момент должен быть разный, чтобы держать какую-то ровную скорость?

— Вот в том-то и секрет, что электродвигатель выдает просто безумный крутящий момент с нулевой секунды. То есть выгода как раз в том, что в любую секунду, в любой момент он выдает всю мощность. Машина едет одинаково. Абсолютно.

На самом деле, на "Тесле" есть небольшой секрет относительно оптимизации этого момента. В полноприводных "Теслах" два двигателя. Есть передний двигатель на передней оси и задний на задней. И они чуть-чуть по-разному настроены. Когда нужно она может больше дать на задний, когда нужен другой момент, она может на передний.

И такое чуть-чуть заменяет историю с коробкой передач. Но это все — дело инженеров, пользователю не нужно про это знать, просто спокойно жмешь педаль. Если в пол нажать, то она как из пушки выстреливает.

Универсальной модели электромобиля нет

- Серьезная проблема электромобиля заключается в том, что нам не предлагают универсальную модель, которая будет одинаково хорошо ездить в Бразилии, в Нью-Йорке, в Москве и Якутске. Мир — разный. И, как известно, емкость батарей зависит от температуры окружающей среды… На чем очень хорошо ездить в Рио-де-Жанейро, в Якутске в феврале у меня нет уверенности, что это так.

- Безусловно. Но опять же — мы говорим про "Теслу" или про все электромобили? Есть серьезные отличия. В основном выпускают электромобили "Мицубиши", есть "Ниссан-Лив" и другие… Сейчас "Тесла" догнала и перегоняет ведущих производителей, но японцы в свое время самое большое количество электромобилей произвели и продали.

Теперь все бренды фактически и у "Гольфа" есть. Вот в Калифорнии "Гольфов" очень много. "БМВ-3" — тоже много. Но "Тесла" сейчас — этой такой флагман. Потому что в области электромобилей решили пойти с верхнего сегмента.

Килограмм батареи везет условно два килограмма железа. Поэтому автомобиль должен быть по всем характеристикам мощный. И у "Тесла" большой пробег — 350-400 километров. Я бы сказал, что это идеальный городской автомобиль, и иногородний (в случае наличия хорошей сети быстрых заправочных станций).

Европа, Америка, Япония, Австралия уже покрыты сетью таких зарядных станций. У "Тесла" — два багажника. Столько места просто нет ни в одном седане. Потому что у "Тесла" нет двигателя. Его просто выкинули. Вместо него можно картошку туда класть.

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовал