"Пока не вижу желания Навального идти на переговоры с другими организациями"

Не все в стане оппозиции разделяют точку зрения Алексея Навального, что после московских выборов в России "родилась большая оппозиция". О чем он заявил на митинге 9 сентября, который прошел на Болотной площади в Москве. 

Корреспондент NewsInfo обратился к известным политикам и общественным деятелям с просьбой прокомментировать заявление Алексея Навального, а также оценить перспективы дальнейших действий российской оппозиции после выборов 8 сентября. 

Борис Немцов, сопредседатель РПР-Парнас 

- Оппозиция у нас существует давно. Протестные митинги в 2011 и 2012 году - делала объединенная оппозиция. Избрание Координационного совета - это тоже оппозиция. Безусловно, выборы в Москве и выдвижение нашей партией РПР-Парнас Навального - это дальнейшее развитие оппозиционного движения в стране и очень успешное развитие. 

Вы знаете, что мы Навального выдвинули в рамках коалиции, которая существует уже с начала лета - это наша партия, его партия "Народный альянс" и партия "5 декабря"? Мы подписали меморандум еще в июне, что будем в дальнейшем совместно участвовать в выборах в Московскую городскую думу. 

Кроме того, эта коалиция существовала и на выборах в Ярославле. Мы шли под эгидой РПР-Парнас, наша партия, но с нами были и ребята из партии Навального, "5 декабря". И Навальный поддержал нашу коалицию здесь (в Ярославле, где РПР-Парнас получил один мандат на выборах в областную думу - прим.). Мы его в Москве поддержали, а он нас поддержал в Ярославе. Поэтому процесс идет достаточно динамично и он идет по возрастающей, это правда. 

Михаил Шнейдер, исполнительный директор РПР-Парнас 

- Конечно, то, что заявил Алексей 9 сентября - это продолжение его предвыборной риторики. Он должен был это сказать, чтобы вдохновить людей, которые пришли на площадь. На самом деле, конечно, никакой большой оппозиции пока, к сожалению, нет. 

Большая оппозиция начнется тогда, когда Навальный вступит... Не знаю, под его эгидой или как-то иначе, но нужно делать большую коалицию, строить ее между всеми демократическими оппозиционными организациями. Такими как "Солидарность", РПР-Парнас, партия "5 декабря". Не исключено, что и Навальный может быть лидером этой оппозиции или будет какая-то организационная структура, в которой будет несколько лидеров. Это совершенно не важно. 

Но пока, к сожалению, я не вижу желания Алексея идти на какие-то переговоры с другими демократическими организациями. А это и уменьшает его шансы и на пересчет голосов, и на второй тур, и вообще на его дальнейшую политическую деятельность. 

Если он будет замыкаться, если считает, что те люди, которые за ним пошли, это это и есть вся оппозиция, тогда, мне кажется, что и он, и его штаб сделали неправильный вывод. Для того, чтобы оппозиция получилась, нужно втягивать в нее все остальные организации и не нужно заявлять о том, что мы главные, что вы теперь идите присоединяйтесь к нам. Мы все одинаковые, многие организации начали свою работу еще задолго до того, как Алексей Навальный вообще родился как политический деятель. 

Евгения Чирикова, эколог 

- Мне кажется, что самый главный вывод, который мы можем сделать из (избирательной) кампании - в принципе можно выигрывать независимым кандидатам. Да, они могут даже себя не называть оппозицией, как например Женя Ройзман. Но при этом он все-таки оппозиционный кандидат не в том, что кричит на Путина "жулик и вор", а в том плане, что не нравится местным силовикам как минимум. Недаром на него уголовные дела заводят. 

Это важнейший урок, который мы сейчас должны извлечь. Должны понять, что приводит нас к победе, к успеху. Это важно, потому что мы до этого не умели выигрывать в этих выборах. Мы походили в ситуации второго тура, мы подходили близко-близко к победе, но не побеждали. У нас в Химках, например, была ситуация второго тура, там кандидат от партии власти набрал 47 процентов с чудовищными фальсификациями. Поэтому, мне кажется, очень важно сейчас научиться понимать, как побеждать. 

Победа - это, на самом деле, сочетание трех факторов. Первое, это обязательная работа с местными проблемами на протяжении длительного времени. Чего, к сожалению, не было у Леши Навального. Если бы это было, он бы победил обязательно, у него была яркая компания. 

Второе, это техничная яркая компания. Третье, это харизматичность лидера. Что присутствовало и в кампании Ройзмана, и в кампании Навального. 

Сочетание вот этих трех факторов, что было у Ройзмана, дает победу. У Алексея не было первого фактора, то есть не было работы по местным проблемам. Это, честно говоря, явилось серьезным минусом. Вот почему он не одержал победу. 

Так что практика - критерий истины. Мы поняли, что мы можем побеждать. Мы - это те, кто сейчас не у власти. Следовательно, не надо себя исключать из рядов борцов с несправедливостью, это будет неправильно. Надо продолжать бороться всеми возможными методами. А выборы - это один из таких эффективных методов. Не только лагеря по защите, например, своего любимого леса, не только митинги, не только пикеты.