Максим Шингаркин: мировая экономика заинтересована в поддержании стабильно справедливой цены на нефть

Идея добычи сланцевого газа все более обуревает энергетическими компаниями США, Западной Европы и Китая. По мнению экспертов, в результате т. н. «сланцевой революции» в скором времени цены на сырье значительно снизятся. Это в свою очередь может ударить по российскому экспорту энергоресурсов. А учитывая, что половина бюджета страны формируется за счет доходов от сырьевого экспорта, снижение цен на «черное золото» неминуемо отразится и на отечественном экономическом росте.

Как отмечает во вторник портал «Электорат.Инфо», благодаря «сланцевой революции» цены на нефть и газ будут снижаться. А для России падение цен на нефть даже до уровня в 80-90 долларов может оказаться крайне болезненным. Это, конечно, если и не крах всей экономики, то по меньшей мере серьезный спад. А ведь некоторые аналитики предрекают куда более мрачный сценарий - падение цен на нефть до 50-60 долларов за баррель.

О рисках для отечественной экономики, которые несет в себе сланцевая революция, в интервью Newsinfo рассказал заместитель председателя комитета ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин.

- Тут нужно подходить философски - с макроэкономического этажа. В России сегодня добывать традиционную нефть и газ намного дешевле, чем какие-нибудь другие виды топлива - в том числе сланцевый газ. К примеру, на дне озера Байкал были обнаружены газогитраты. Это фактически ледяной метан. Это по сути дела газ - брать его и поднимать от туда. Но дешевле добывать нефть и газ, как у нас сейчас в РФ и делается. Поэтому для того, чтобы в России дошло до того, чтобы добывать подобные экзотические виды топлива, потребуется много лет, когда традиционные виды добычи перестанут быть экономически выгодными.

Второе: цены на нефть и газ определяются многими параметрами мировой экономики. Нефть - это регулируемый продукт. К примеру, США регулируют уровень добычи нефти с тем, чтобы импортируемая нефть составляла порядка 50% всех потребностей. Вы знаете, за последнее время в мире снизились многие экономические издержки - особенно в развитых странах. Но в макроэкономическом смысле существенных изменений цен на нефть не будет, потому что не сама нефть является участником экономического процесса, а продукты из нее. А продукты из нее - это нефтеперерабатывающие заводы. И стоимость преобразования нефти - она весьма значительная. Основные издержки находятся именно здесь. И стоимость конечных продуктов для потребителей, что в США, что в России - всевозможные налоговые обременения, акцизы составляют более половины всей цены. Таким образом, как бы не происходило перенасыщение в целом мирового рынка, существуют механизмы регуляции, которые нивелируют все колебания. Условно говоря, мировая экономика заинтересована в поддержании стабильно справедливой цены на нефть.

Не потеряет ли Россия в рынке в результате (сланцевой революции)? Безусловно, такая угроза существует. Но нельзя исключать, что как только в США появится избыток сланцевой нефти, административно-командными мерами будет свернута добыча традиционной нефти. Это будет сделано для того, чтобы держать баланс. Если же какие-то подвижки произойдут, то они произойдут не одним днем. Но я думаю, что в ближайшее время существенных изменений не будет.

А если цена на нефть существенно упадет, то у нас будут меньше воровать. Офшорные доходы российской национальной экономики уменьшатся в более значительной степени, чем внутренние доходы граждан и государства. Беды в этом особой не будет.