Россияне - за родину или за границу?

Число россиян, которые хотят уехать за границу на постоянное жительство, за 9 месяцев снизилось вдвое - с 22% до 11%. Как передает РИА Новости, об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Согласно опросу, с июня прошлого года также выросло число граждан РФ, которые не хотят покидать Родину - с 75% до 88%.

По данным ВЦИОМ, потенциальные эмигранты - это, прежде всего, сторонники Прохорова (25% представителей этой категории), молодежь (25%), активные пользователи сети интернет (19%). Не хотят уезжать из России сторонники премьер-министра РФ Владимира Путина (93%) и пожилые россияне (98%).

При этом 39% из тех, кто хотел бы уехать за границу, не думали о том, когда именно эмигрируют. Представление о сроках своей эмиграции имеют 44% опрошенных (среди молодежи - 59%): 11% планируют уехать в течение года или двух лет, 13% - в течение трех-пяти лет, 11% откладывают переезд на шесть-девять лет, а 8% - и вовсе не планируют эмигрировать ранее, чем через десять лет.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 10-11 марта 2012 года. Опрошено 1,6 тысячи человек в 138 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Как поясняет газета «Коммерсант» со ссылкой на  директора по коммуникациям ВЦИОМа Ольгу Каменчук, "молодежь составляет ядро протестного электората и электората, поддерживающего правые идеи. Они же свой протест выражают планами отъезда за рубеж". Среди этой группы больше всего тех, кто реально может реализовать свои эмигрантские планы, отмечает эксперт: у них открыта "карьерная история", и многие из них уже владеют иностранными языками. В отличие от старших сограждан, молодежь "более гибка и меньше рискует", отмечает Каменчук. "А если человек в 40 лет говорит об отъезде, это уже хлопанье дверью",- заявила она.

При этом ВЦИОМ после президентских выборов зафиксировал падение эмигрантских настроений, по крайней мер,е по сравнению с июнем 2011 года. Тогда о желании уехать говорили 22% респондентов. Ольга Каменчук объясняет это тем, что перед парламентскими выборами "активизируется политическая жизнь, люди более придирчиво начинают относиться к тому, что происходит вокруг них". Желание уехать - это показатель и пассивного протеста, отмечает она, "протеста ногами". Сейчас же мы видим общий спад протестной активности, добавила госпожа Каменчук.

В свою очередь, руководитель программы "Миграция и право" центра "Мемориал" Светлана Ганнушкина объясняет перемену настроений иначе: после семинаров по правам человека, которые она проводила для молодых людей, "создалось впечатление, что сейчас, после протестных выступлений, у молодежи появилось чувство ответственности за страну". По ее словам, "время цинизма", когда молодежь с большим потенциалом оставалась в России, только пока здесь хорошо, прошло. "Люди почувствовали, что они не одиноки, что-то можно делать и что-то нужно делать. Несмотря на то что пришел Путин, это наша страна, и мы можем за нее отвечать".

Президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе считает, что настроения активных граждан зависят от развития событий - "действительно ли консервативная и сохраняющая статус-кво риторика реализуется, или избранный президент и поддерживающие его элиты все-таки прислушаются к мнению активного меньшинства". А большое число желающих эмигрировать среди сторонников оппозиции (прежде всего Михаила Прохорова) господин Джибладзе объяснил "Ъ" тем, что "это именно те люди, которые хотели бы перемен". "Они сильно разочарованы исходом выборов и тем, что модернизация - и экономическая, и политическая - теперь под большим вопросом",- заявил эксперт.

Как добавляет интернет-портал «Санкт-Петербур.Ру», россияне же, покинувшие страну, чаще пишут положительные отзывы о своем новом месте жительства. При этом вернуться в Россию не поздно, считают они. Издание приводит мнения блоггеров на данную тему.

"Оказывается есть общие знакомые, которые считают, что загубил я свою жизнь уехав из России, а главное жалеют дочерей моих, что образования они чудесного постсоветского не получат (это когда за деньги сессию закрывают, наверное), что Сербия это такой европейское Зимбабве, что тут кругом одни албанцы и вообще... При этом, я так понял, осудили и мою не патриотичность", - пишет пользователь fucker_daddy.

Лично для человека, который выбирает для постоянного или временного места жительства другую страну, количество "плюсов" больше, чем проблем с языком, местом работы, жильем и т.л. "Ничто и никто не помешает вам любить свою Родину издалека. Со стороны даже лучше видно. Я стала по-настоящему интересоваться литературой, историей, искусством России, когда у меня в друзьях появились иностранцы. Они любопытные и задают такие вопросы, на которые мне было бы стыдно не знать ответов", - делится опытом пользователь lenka_kalinka.

Мигранты из России чаще надеяться остаться в другой стране если не навсегда, то на продолжительный срок. "В какой-то момент и Россия стала для меня местом, в котором у меня нет желания жить, потому что я просто не верю в то, что эта жизнь сложится. Мне бы хотелось жить в русской культуре, круглосуточно разговаривать на русском языке, но другой России на выбор нет. Из близких по культуре только Украина и Белоруссия, которые представляют собой еще две извращенные ветви развития пост-тоталитарного государства, жить в которых нет ни малейшего желания, - считает пользователь tebedam. - Мне повезло с востребованной специальностью, ведь хороший программист может найти работу почти в любой стране".

В эпоху космополитизма вопрос выбора страны не встает так остро, как это было в Советские годы. Молодежь относится проще к смене страны на несколько лет во время учебы, или на долгий срок, чтобы найти хорошую работу и политическую систему, которая устроит. "Люди едут туда, где им лучше. Это закон. Лучше может быть в материальном либо в моральном смысле, либо в обоих. Совершенно очевидно, что Западная Европа и США более комфортны со всех точек зрения, - rosa_de_lux. - Ведь никто не едет в Африку и Азию: значит, там хуже, чем у нас. И тому есть многообразные сложные причины, их которых наличие в Европе и Штатах демократии - на последнем месте. А главная причина в том, что они сумели аккумулировать ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность. И природный фактор тут не на последнем месте. И технологии не на последнем. Они все взаимоувязаны".