Европа хочет свои рейтинги

Европе пора создать собственные рейтинговые агентства. Как передает РИА Новости, с таким заявлением выступил в минувшее воскресенье в ходе визита в Афины, Греция, глава МИД Германии Гидо Вестервелле.

"Важно, чтобы и в Европе мы создали независимые, европейские рейтинговые агентства, потому что мы видели, какая может возникнуть ситуация: рынок еще не успел немного расслабиться, как тут же из-за новых рейтингов агентств на рынках снова начинается напряженность. Я хотел бы, чтобы мы поддержали этот вопрос на европейском уровне", - сказал Вестервелле.

"Очень важно дать возможность соглашениям и договорам, заключенным в еврозоне, реалистический шанс оправдать себя... Единственный реалистичный способ сделать это - вернуть доверие рынков", - добавил Вестервелле.

Заявление главы немецкого внешнеполитического ведомства прозвучало после того, как рейтинговое агентство Standard and Poor's понизило суверенные кредитные рейтинги девяти из 17 стран еврозоны. В том числе Франции, Австрии, Италии, Испании и Португалии. Германия с ее наивысшим рейтингом ААА не пострадала. Не пострадала и Греция - ее преддефолтный рейтинг СС был оставлен без изменений. Потеря высшего кредитного рейтинга Францией и Австрией может осложнить финансирование Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF), который страны еврозоны создали для борьбы с кризисом суверенного долга в Европе.

В настоящее время существует три ведущих рейтинговых агентства - Standard & Poor's, Moody's и Fitch. Все три являются частными корпорациями со штаб-квартирами в США, при этом рейтинги S&P и Moody's являются де-факто обязательными для крупных эмитентов долга.

Как добавляет портал "Личные деньги" со ссылкой на Bloomberg, американский рынок акций болезненно отреагировал на новости из Европы, - он закрыл торги в пятницу в "красной зоне" уже в ожидании понижения агентством Standard & Poor's кредитных рейтингов ряда стран еврозоны, а также при слабой отчетности одного из ведущих банков США JPMorgan Chase & Co.

"Участники рынка пристально следят за ситуацией в Европе, а также обеспокоены в связи с начавшимся периодом отчетностей", - отметил в интервью управляющий активами Security Global Investors Марк Бронзо".

Так, индекс Dow Jones Industrial Average 13 января опустился на 0,49% - до 12422,1 пункта. Standard & Poor's 500 потерял 0,49%, составив 1289,09 пункта. Значение индекса Nasdaq Composite уменьшилось на 0,51% - до 2710,67 пункта. По итогам торгов опустились все 10 основных подгрупп, входящих в расчет индикатора S&P 500: подындексы компаний финансового, промышленного и высокотехнологического секторов снизились на 0,7%.

Цена акций JPMorgan упала на 2,5%. Бумаги крупнейшего банка США по величине капитализации Bank of America подешевели на 2,7%. Также понизилась стоимость акций Goldman Sachs (-2,2%) и Citigroup Inc.(-2,7%). Рыночная стоимость Eastman Kodak Co. уменьшилась на 23%.

Как напоминает "Интерфакс", накануне "черной рейтинговой пятницы" профессор университета Беркли Барри Эйченгрин заявил, что Европа попала сразу в два порочных круга.

Первый порочный круг - долговой кризис, который подорвал доверие к европейским банкам - держателям облигаций. Не имея возможности занять, банки стали не в состоянии одолжить. Доходность облигаций продолжала падать дальше, все больше ухудшая положение европейских банков. Европейский центральный банк разорвал этот порочный круг, предоставив банкам гарантированную ликвидность на три года. Успокоенные тем, что у них будет доступ к финансированию, банки перестали бояться кредитовать.

Циничные наблюдатели предполагают, что реальная цель ЕЦБ - стимулировать банки выкупать облигации проблемных стран. Но это еще больше ослабит их кредитные портфели. Решение ЕЦБ о неограниченном предоставлении ликвидности не решает долговых проблем правительств. Но по крайней мере оно предотвращает распространение кризиса суверенных долгов на банки, которые в свою очередь способны сделать долговой кризис бесконечным.

Второй порочный круг, - режим бюджетной экономии - повышение налогов и сокращение государственных расходов - по-прежнему необходимы, но они приведут к сокращению спроса и замедлению темпов роста экономики, это в свою очередь сделает цель уменьшения бюджетных дефицитов недостижимой. Снижения процентных ставок ЕЦБ будет недостаточно, делает вывод Эйченгрин. Рост стоимости активов и негативное давление на курс евро вынудят ЕЦБ покупать облигации на вторичном рынке - не только проблемных стран как таковых, но и всех членов еврозоны.

Другими словами, масштабные "количественные смягчения" (запуск печатного станка), которым так противятся ЕЦБ и Германия, опасающиеся всплеска инфляции, неизбежны. Но и политика "количественного смягчения" ничего не гарантирует, пишет экономист.