• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 25.09.2018 : 66,1594
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 25.09.2018 : 77,6844

Ученые нашли секрет долголетия в мышцах пенсионеров

Команда исследователей из ФРГ, США, Японии и Нидерландов изобрела простой способ прогнозировать продолжительность жизни человека (и других организмов) - измерение внутриклеточных ядрышек. Справедливость их выводов уже подтвердило исследование проб, взятых из мышечной ткани пожилых «подопытных».

Начиналось исследование с Caenorhabditis elegans - это круглые черви нематоды длиной около 1 миллиметра, первичноротые из группы линяющих. Они привлекли внимание ученых тем, что продолжительность их жизни в совершенно одинаковой среде обитания радикально различается. Например, одни нематоды едва способны протянуть десять дней, а другие бодро шевелятся целый месяц.

Учитывая нехитрое строение этих червей, глупо предполагать, что какие-то из них ведут более здоровый образ жизни или унаследовали долголетие от родителей (тем более что он может быть один, так как самки C.elegans давно освоили самооплодотворение, хотя и продолжают спариваться с самцами). Собственное потомство гермафродитов более хилое, чем плоды их связей с полупротивоположным полом, - но не настолько, чтобы умирать втрое раньше.

Дополнительные аргументы в пользу выбора C.elegans как объекта исследования - высокая изученность (исследуется с 1974 года и стал первым многоклеточным организмом, геном которого полностью секвенировали и опубликовали еще в 1998 году), а также невероятная плодовитость (300-350 потомков от одной особи) и краткий век (некоторые нематоды-неудачники умудряются сгинуть на третий день от роду).

Итак, ученые взялись за круглых червей и обратили внимание, что у долгожителей и смертников различается диаметр ядрышек - внутриклеточных «комочков» рибонуклеопротеинов, которых может быть по несколько штук в одной клетке. Чем меньше были ядрышки, тем дольше жили нематоды.

Размер ядрышек может изменяться, например, под воздействием белкового модуля B-box NCL-1, который, в частности, угнетает развитие опухолей. Но это неважно, главное - что диаметр этих внутриклеточных образований явно соотносится с длительностью жизни. И, как установили ученые, не только у червей-нематод, но и у высших организмов - например, у дрозофил (плодовых мушек), грызунов (лабораторных мышей) и пенсионеров.

В дополнительном исследовании изучались пробы мышечной ткани, взятые у добровольцев преклонного возраста (в среднем 62,4 года). Их посадили на диету и заставили заниматься физкультурой, так что они в среднем сбросили по 3,3 кг. Биопсию мышц брали до начала эксперимента и после похудения. И ее результаты - о чудо! - показали, что ядрышки в клетках стали меньше. Живешь правильно - живешь дольше, сделали вывод ученые.

«Наше исследование показывает, что размер ядрышка является эффективным прогностическим маркером долголетия. Существуют и другие маркеры, но их требуется изучать дополнительно», - говорится в отчете об исследовании, опубликованном в журнале Nature.

Теперь перед учеными открываются удивительные перспективы: наблюдение за тем, как меняется диаметр ядрышек, позволит отслеживать метаболические процессы и определять влияние разных факторов, включая заболевания и мутации генов, на долголетие.

Майк Помпео: США стремятся к улучшению отношений с Россией

Руководитель американского госдепартамента Майк Помпео заявил о стремлении США улучшить отношения с Россией.

Госдеп: прямых санкций в отношении "Аэрофлота" не будет

Власти США не собираются вводить прямые санкции против российской авиакомпании "Аэрофлот", заявили в Госдепе.

Доллар и евро резко выросли в цене

8 августа доллар и евро увеличились в цене более чем на 1,5 рубля.

Два Маугли. Два мира. Две нации

Психику человека формируют те образы и символы, которые были с ним в его детстве, это известный факт.

В России отменяется внутрисетевой роуминг

Руководители сотовых компаний России начали рассылать уведомления клиентам об отмене внутрисетевого роуминга.

Врач, спасший от смерти тысячи заключенных

Более 20 лет хирург Георгий Синяков заведовал отделением городской больницы.

Полные варианты известных поговорок

Ни рыба, ни мясо, [ни кафтан, ни ряса].

Итальянская мудрость

1. Когда игра заканчивается, король и пешка падают в одну и ту же коробку.