Курсы валют: USD 27/05 56.756 0.6859 EUR 27/05 63.6689 0.6573 Фондовые индексы: РТС 10:18 1075.34 0.21% ММВБ 10:18 1938.96 0.24%

Микробы будут использоваться в производстве микроэлектронных устройств.

Общество | 03.12.2002

В работе, опубликованной в декабрьском номере журнала Nature Material, сообщается о том, что белки микробов, обитающих в экстремальных условиях, можно будет использовать в качестве строительных модулей для производства микроэлектронных устройств - это позволит сделать их от 10 до 100 раз миниатюрнее, чем сегодня. Группа учёных смогли изолировать гены одноклеточного организма Sulfolobus shibatae, обитающего в водной среде при температурах, близких к темепературе кипения воды. Модифицировав ген, они смогли с его помощью производить белковые структуры, самособирающиеся в двумерный массив. Более того, в такие структуры, как выяснилось, можно внедрять металлические или полупроводниковые микрочастицы. Затем модифицированный ген был внедрен в бактерию E. Coli, которая способна производить белки в больших количествах. Как только белковый массив становился достаточно большим, ученые воздействовали на E. Coli теплом - при этом белок самих бактерий погибал, а белок Sulfolobus shibatae, способный выдерживать воздействие высоких температур, сохранялся. Затем кристаллизованный протеин переносился на кремниевую подложку и обрабатывался специальным раствором, содержащим наночастицы золота и полупроводникового материала. В результате удалось получить структуры размером от 1 до 10 нанометров в поперечнике. Стоить отметить, современные технологии микролитографии не позволяют создавать элементы меньше 100 нм, так что новая технология может найти применение при производстве электронных и фотонных устройств в будущем.