Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

"Черная смерть" для Luftwaffe - Ил-2

Легендарный советский штурмовик Ил-2 немцы называли "чумой", "черной смертью" и "бетонным самолётом" (нем. Betonflugzeug).

Это советский бронированный штурмовик периода Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшин. Ил-2 стал самым массовым боевым самолетом в истории авиации: за время серийного производства советская промышленность выпустила более 36 тысяч этих "летающих танков".

Ил-2 участвовал во всех крупных сражениях на советско-германском фронте, а также в войне против императорской Японии. Серийное производство самолета началось в феврале 1941 года и продолжалось до 1945 года.

После окончания войны Ил-2 стоял на вооружении ВВС Польши, Болгарии, Югославии и Чехословакии. Эксплуатация самолета продолжалась до 1954 года. За время войны было разработано более десяти модификаций самолета Ил-2.

Ил-2 представлял собой одномоторный самолёт смешанной конструкции, главной особенностью которого было включение брони в силовую схему планера. Бронекорпус штурмовика был клепаным из гомогенной стальной брони, закрывавшей двигатель, кабину летчика, радиаторы и некоторые жизненно важные для самолета агрегаты. Прозрачный козырек кабины имел толщину 64 миллиметра и выдерживал прямое попадание 7,62 мм пули с нулевой дистанции.

Изначально Ил-2 задумывался как хорошо защищенный штурмовик и поэтому сбить его было гораздо сложнее, чем другие самолеты тех лет. Есть документально зафиксированное свидетельство, когда с боевого вылета Ил-2 вернулся, имея более 600 попаданий, хотя конечно и эти машины несли ужасающие потери в годы войны. Главной "ахиллесовой пятой" Ил-2 была незащищенная задняя часть, которую, заходя в хвост, спокойно расстреливали более скоростные немецкие истребители.

Эта задача была решена в сражении под Курском, когда пилоты Ил-2 начали совершать над полем боя "карусель смерти", прикрывая хвосты друг друга от вражеских истребителей. Периодически штурмовики по одному выходили из общего строя, чтобы нанести удар по наземным целям, а затем возвращались на исходную позицию в круг.

Когда гитлеровские захватчики в июне 1941 года начали свое сокрушительное наступление на Восток, в прифронтовых частях было очень мало Ил-2. Одним из немногих, укомплектованных Ил-2 был 4-й штурмовой авиационный полк. В ходе отчаянных попыток сдержать наступление немецких механизированных колонн летчики Ил-2 заметили, что благодаря броне штурмовика он практически неуязвим для лобового пулеметного огня, и даже имеет шанс пережить попадание 20-миллиметрового пушечного снаряда.

В начале Великой Отечественной в период самых ожесточенных боев на десять боевых вылетов приходился один сбитый штурмовик. Однако, в 1943 году этот показатель был улучшен до одного самолета на 26 вылетов.

Одной из главных боевых задач штурмовика было на малой высоте и небольшой скорости наносить удары по наземным войскам. С этой миссией штурмовики типа Ил-2, несмотря на большие потери, справлялись успешно, и регулярно срывали танковые наступления вермахта, уничтожали живую силу и артиллерию в окопах и на позициях, и утюжили с бреющего полета незащищенные грузовики и легкобронированную технику.

Многие летчики, пилотировавшие Ил-2 становились легендами, как например, подполковник из Армении Нельсон Степанян, который лично потопил 13 вражеских судов, сбил 27 самолетов противника, подорвал пять мостов и уничтожил на земле почти 700 машин. Подбитый в декабре 1944 года в небе над Латвией, Степанян направил свой горящий самолет на вражеское судно.

По данным советских архивов следует, что всего во время Второй мировой войны было потеряно 11 тысяч Ил-2, хотя некоторые источники утверждают, что потери были в два раза больше. Несмотря на это, уже после войны, штурмовики продолжали нести службу в составе ВВС в 1950-х годах, а многие из них были переданы таким дружественным СССР странам как Монголия, Югославия и Польша. В НАТО штурмовикам Ил-2 были присвоены кодовые названия Bark и Вeast ("Лай" и "Зверь"), соответственно.

Эта боевая машина уже давно стала легендой и настоящим символом Победы. Вместе с тем, самолет Ил-2 можно назвать одной из наиболее противоречивых боевых машин Великой Отечественной войны. Споры вокруг этого самолета, его сильных сторон и недостатков, не утихают и по сей день.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.