Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 25.04.2024 : 92,5058
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 25.04.2024 : 98,9118

"Взломать" свою память? Это просто!

Как научиться лучше запоминать те или иные факты? Конечно, это сложно. Но будет намного проще, если воспользоваться одним, казалось бы парадоксальным методом.

По словам психологам Тома Стаффорда, если человеку предложить моментально запомнить несколько телефонных номеров, то едва ли бы он выбрал для этого простой путь. Чтобы научится запоминать правильно, надо познать свою память, утверждает ученый.

Несмотря на то, что памяться обладает любой человек, правильно использовать ее могут далеко не многие. Отчасти это объясняется недостатком способности думать о собственном мышлении.

Это явление получило название "метакогниция" или мыслительная деятельность, направленная на понимание процессов мышления. (Термин "метакогниция" ввел в научный оборот ученый из Стэнфордского университета в США Джон Флэйвелл в начале 1970-х годов — Ред.).

В мозге человека есть так называемые "слепые зоны", при этом обучаемость — это очень обширная "слепая зона". Дело в том, что люди очень мало знают о том, как правильно учиться, чтобы добиваться хороших результатов.

Исследователи Джеффри Карпик и Генри Редигер Третий из университета имени Вашингтона в Сент-Луисе, США, избрали для своих опытов такой аспект: они решили выяснить, каким образом тестирование может консолидировать нашу способность запоминать факты.

Для этого ученые провели эксперимент, во время которого предложили студентам колледжа запомнить пары слов — на африканском языке суахили и английском. Например, они должны были запомнить, что если им называли слово "машуа", то правильным ответом было бы английское слово "лодка".

Использование слов из языка суахили сводило к минимуму шансы на то, что участники опыта смогут воспользоваться общей эрудицией для запоминания новых данных. После того, как все пары слов были заучены, через неделю проводился заключительный тест…

Тем временем мы могли бы повторять заученный список, проверять себя и повторять весь цикл снова, опуская те элементы из списка, которые мы уже хорошо запомнили. Этот метод ускоряет заучивание (и проверку) и позволяет нам сосредоточить свои усилия на том, что мы еще не выучили.

Такой план действий может показаться весьма разумным, однако следование ему может привести к катастрофическим последствиям, если мы хотим учиться по-настоящему.

Карпик и Редигер просили студентов готовиться к тестированию по-разному и сравнивали их успехи. Например, одна группа тестировала себя по всем пунктам, не опуская те элементы, которые уже были хорошо усвоены. Другая группа прекратила тестирование на правильных ответах.

Результаты заключительного теста показали, что различия между успехами двух групп оказались весьма существенными. В то время как пропуск заученных элементов во время запоминания не приводил к ощутимому эффекту, те люди, которые опускали те или иные элементы в ходе тестирования, показывали относительно невысокие результаты. Вторые смогли запомнить около 35% словесных пар, тогда как люди, которые постоянно проверяли на тестах всё, что они выучили, запомнили 80% пар слов.

Как представляется, более эффективным методом обучения является тренировка по извлечению из недр памяти выученных элементов, а не попытка сцементировать их в мозгу с помощью дальнейшей учебы. Более того, выбрасывать полностью из проверочного теста те элементы, которые вы, казалось бы, хорошо запомнили, — это плохой совет, хотя его и дают многие наставления по технике обучения.

Вы можете перестать изучать те элементы, которые вы уже выучили, но вы должны постоянно проверять, что вы выучили, дабы вспомнить нужное к моменту заключительного экзамена. В нашей памяти сохраняется все. Надо только научиться извлекать из нее то, что нам нужно

Наконец исследователям пришла в голову изящная идея — спросить участников эксперимента, насколько хорошо они, по их мнению, помнят выученный материал. Все группы предположили, что примерно на 50%. Следовательно, те, кто опускал элементы при тестировании, переоценили свои успехи, тогда как люди, постоянно проверявшие во время тестов заученные элементы, недооценили себя.

Похоже, что мы и сами оказались в метакогнитивной "слепой зоне" при выборе того метода проверки, который стал бы наиболее действенным. Это та ситуация, когда нам следует руководствоваться неопровержимыми доказательствами, а не собственными инстинктами.

Но доказательства — это еще и мораль всей этой истории для учителей: тестирование — не просто способ выяснить, что знают учащиеся; проверки способствуют запоминанию.

Байден вслух прочитал подсказку с телесуфлера во время выступления

Байден вслух прочитал подсказку с телесуфлера во время выступления

Президент США Джо Байден снова стал объектом обсуждения после того, как случайно включил в свою речь техническую подсказку, предназначенную для телесуфлера.

Генерал США Уильямс: учения НАТО проводятся против России

Генерал США Уильямс: учения НАТО проводятся против России

Генерал Дэррил Уильямс сообщил газете New York Times, что военные учения стран НАТО, проходящие в Европе этой весной, фактически ориентированы против России.

В Госдуме рассматривают возможность ограничения скорости электросамокатов

В Госдуме рассматривают возможность ограничения скорости электросамокатов

Госдума рассматривает меры по снижению аварийности с участием электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности.

Врачи Малышева и Продеус рассказали, что на природе опасны столбняк и клещи

Врачи Малышева и Продеус рассказали, что на природе опасны столбняк и клещи

Врачи Елена Малышева и Андрей Продеус выделили две основные опасности, связанные с загородным отдыхом на даче или на природе.