Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 19.03.2024 : 91,9829
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 19.03.2024 : 100,2432
Российских пассажиров сдали в багаж

Российских пассажиров сдали в багаж

Федеральное собрание Российской Федерации приняло закон, который позволяет авиакомпаниям исключить услугу по бесплатному провозу багажа при продаже невозвратных билетов. При отказе оплатить багаж авиакомпании смогут не брать пассажиров с такими билетами.

Это означает, что отныне отменяется даже право пассажиров на бесплатный провоз ручной клади. Если взять нашего любимого национального авиаперевозчика «Аэрофлот», то до сегодняшнего дня его норма бесплатного провоза багажа для одного пассажира в среднем составляла максимум 10 кг «ручной клади» в кабине и не более 23кг в грузовом трюме по эконом-тарифу; в бизнес-классе разрешали брать с собой до 15 кг, а в багаж сдавать до 32 кг.

Теперь бесплатный провоз багажа при невозвратных билетах становится необязательным. Под возвратными билетами следует понимать тарифы премиум- и бизнес-классов (тут существует несколько видов субтарифов, поэтому для простоты объединим их в одну категорию).

Любопытно, что именно «Аэрофлот» выступил одним из самых настойчивых инициаторов этого нормативного акта, аргументировав это чисто коммерческими соображениями. «Нормы провоза багажа должны устанавливаться не государством, а перевозчиком», - заявил РБК замгендиректора «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров.

Прозвучал тут и излюбленный аргумент про западных лоукостеров (низкозатратные авиакомпании, перевозящие пассажиров при максимально урезанном сервисе по самой бюджетной схеме), которые совсем извели бедного российского авиаперевозчика неравной конкурентной борьбой.

Во-первых, европейские лоукостеры не являются представительным классом авиаперевозок относительно других - то есть нормальных авиакомпаний. Кресла там сдвигают вплотную (между спинками двух расположенных друг за другом мест остается не более 60 см - и поэтому часто запрещают откидывать их назад), в большинстве случаев даже стакан воды не подадут бесплатно, не говоря уже о еде, ручную кладь строго нормируют, а багаж стоит дороже самого билета.

Российских пассажиров сдали в багаж. Салон самолета ирландского лоукостера Ryanair

Это обратная сторона медали, на которой отчеканена низкая цена перелета. Многих она не смущает. Европейцы, обожающие экономить, летают лоукостерами постоянно, умудряясь уместить весь скарб в ручную кладь, прихватив лоточки с едой и запасаясь терпением. На самом деле на коротких перелетах между европейскими городами цель оправдывает средства - платишь мало, страдаешь недолго.

Россияне могут оценить прелести небесного лоукоста на родной «Победе». С одной стороны, она дает возможность задешево улететь к морю или навестить родных на другом конце РФ. Если бронировать билеты заранее, следить за распродажами и не зевать (промо-тарифы разлетаются как горячие пирожки), то есть шанс уложиться в очень скромные суммы.

С другой стороны, с «Победой» надо держать ухо востро: тут действует куча правил, невнимание к которым может дорого обойтись. Перевозка пакета из Duty Free (с содержимым, конечно) стоит €35, а выбор места в салоне - где-то от полутора сотен до тысячи рублей. Не хотите выбирать - за вас это сделает система, и если вы летите не в одиночку, «заботливо» разбросает подальше друг от друга. Многие надеются на доброту стюардесс: не посмеют же они разлучить мать и дитя или пожилых супругов? Еще как посмеют! Даже если салон пустой, правила авиакомпании запрещают менять место без доплаты.

Отдельная тема - поклажа. Зарубежные лоукостеры обычно разрешают 7 кг бесплатной ручной клади, компенсируя этот бонус дорогим багажом, а «Победе» приходилось делать все наоборот. Действующие в России правила предусматривают бесплатный провоз 10 кг багажа, поэтому лоукостер пытался зарабатывать на вещах в салоне и наворотил такую гору правил, что пассажиры нет-нет да и проколются. Про эти проколы есть масса скандальных историй, включая дошедшие до суда. Но теперь все скандалы позади.

Надо ли говорить, что промо-билеты лоукостеров - невозвратные? А значит, «Победа» больше не обязана бесплатно возить чемоданы в трюме и может следовать примеру западных коллег. Осталось дождаться и понять, разрешит ли российский лоукостер бесплатно брать в салон не только дамские сумки и портфели, но и компактные рюкзаки или чемоданы весом не более 7 кг.

При самом критичном отношении к лоукостерам надо признать: издержки их сервиса в целом не смертельны и компенсируются низкой ценой (одно из редких, но вполне реальных предложений «Победы» - билеты в Европу за 999 рублей). У «Аэрофлота», который пролоббировал снятие табу на платный багаж, таких цен нет в помине.

Удивительно, что крупнейший российский авиаперевозчик добился подобных нововведений, даже не будучи независимой компанией: он уже более 15 лет в альянсе «Скай Тим» во главе с «Эйр Франс - КЛМ». Оттуда ему диктуют условия работы за пределами РФ и выбор самолетов - «боингов» и «аэробусов», а не ближнемагистральных российских SSJ 100, хоть они и состоят из западных комплектующих более чем на 85%.

Но если жалобы «Победы» на правила провоза багажа можно объяснить равнением на игроков своего уровня, то чего хочет «Аэрофлот» с его фактической монополией на некоторых маршрутах и заоблачными ценами? Понятно чего - взлететь на новый ценовой уровень.

Коммерческие соображения, на которые авиаперевозчик упирал при лоббировании «багажного» закона, просты: хочется больше денег.

До трети своего бюджета «Аэрофлот» получает от зарубежных перевозчиков в виде так называемых пролетных. Это своего рода «плата за вход» в наше воздушное пространство, которую когда-то взимал СССР, а российским властям делать это не позволяет международная программа Open Sky. Для обхода формальностей «пролетные» принимает «Аэрофлот» - но в бюджет их не сдает, оставляя себе.

С ценами на билеты авиакомпания тоже себя не обделила. Для сравнения: пособие по безработице во Франции превышает €1000, а перелеты внутри стран и между соседними государствами стоят около €100 (не считая грандиозных распродаж по €1-10). На российское пособие по безработице летать можно только во сне.

Между тем именно авиаперевозки призваны делать огромную Россию единой страной для ее граждан. Европейцы, путешествуя у себя «дома», всегда могут выбирать между самолетом и наземным транспортом. Жителям российской провинции, урвавшим горящий тур из Москвы в вожделенную Анталью, дорога до столицы часто обходится дороже самой путевки и занимает больше времени.

При этом до 70-80% стоимости авиабилета составляет топливо, которое мы же сами и производим. Но ни одна проверяющая инстанция почему-то не заинтересовалась нормой прибыли компаний, поставляющих авиационный керосин крупнейшему авиаперевозчику страны. Неудивительно, что «Аэрофлот» продолжает повышать ставки - не о кошельках же россиян ему заботиться?

Автор: Александр Артамонов

Из-за подорожания россияне стали меньше покупать бананы

Из-за подорожания россияне стали меньше покупать бананы

В перспективе РФ начнет наращивать поставки фруктов из Китая.

Исследование мозга круглых червей показало наличие

Исследование мозга круглых червей показало наличие "индивидуальности" в нейронной активности в самом простом мозге

Команда ученых из Токийского университета обнаружила общие черты и уникальные различия в деятельности мозга червей с использованием компьютерного моделирования на основе их мозговой активности.