Курсы валют: USD 30/05 56.7106 -0.0454 EUR 30/05 63.3684 -0.3005 Фондовые индексы: РТС 18:50 1085.75 1.18% ММВБ 18:50 1940.77 0.34%

Школу убивают… онлайн-технологии

Страна | 08.09.2016


Школу убивают… онлайн-технологии
Фото: Fotodom.ru/Коммерсантъ

Как вернуть, наконец, в нашу школу элемент воспитания, утерянный, кажется безвозвратно с советских времен? О проблемах школьного образования, учителей и родителей, новых формах работы с детьми в видеостудии Pravda.Ru рассказала директор Центра развития интеллектуальных и творческих способностей, который называется "Интелрост", Елена Дубровская.

— Елена, какую цель вы преследовали, создавая ваш центр?

— Своей целью мы видели прежде всего помощь школе в организации образовательного процесса. К сожалению, сегодня школа практически не занимается воспитанием учащихся. Не потому, что педагоги стали плохими… Мы много общаемся с ними и понимаем, что учителя настолько загружены бумажной волокитой, что у них на "внепредметную" работу не остается ни времени, ни сил. Да и, откровенно говоря, желания.

В старых советских фильмах, таких как "Доживем до понедельника", "Сельская учительница", показаны времена, когда педагоги полностью отдавали себя детям, понимая, что главное в их работе — именно нравственное воспитание, из которого вырастает желание учеников познавать новое.

Целью своей работы педагоги тогда считали привить понимание того, что жить надо не как потребитель, а как созидатель. И первоочередная задача современной школы видится нам в том, чтобы поменять нынешнее потребительское отношение учеников к учебе на отношение созидательное. Задача, которую одной современной школе, к сожалению, решить не по силам.

— Мы регулярно общаемся с педагогами, преподавателями педагогических вузов. И они в один голос утверждают примерно то же самое: профессиональный уровень учителей-предметников растет, на первый план выдвигаются вопросы именно воспитания. Другими словами, они вполне реально оценивают сложившуюся ситуацию. В этой связи какую помощь нашей школе можете оказать конкретно вы и ваш "Интелрост"?

— В частности, речь может идти о проекте "Киноуроки" — он будет запущен к 2018 году. Речь идет о детских воспитательных короткометражных фильмах, которые будут демонстрироваться в школах на классных часах — киноуроках. Разработкой соответствующих методических пособий займется один из ведущих вузов страны — Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Киноуроки будут "дифференцированы" по возрасту: для учащихся начальной школы — свои, для средней и старшей школы — свои. Проект будет носить общероссийский характер. Его задача — помочь детям, используя современные, знакомые им реалии, разобраться, где добро, а где зло, научат их, как вести себя в тех или иных ситуациях, как бороться с трудностями.

— "Добро и зло", "трудности надо преодолевать" - это же очевидные вещи… И объяснять это детям — долг, прежде всего, их родителей!

— Родителям часто не до объяснений, они с утра до ночи зарабатывают деньги. А педагоги вместо того, чтобы объяснять, пишут отчеты.

Формально, конечно, классные часы в "школьном графике" присутствуют. Но мы проинтервьюировали довольно большую группу учащихся — и что увидели? Многие из них вообще впервые в жизни услышали это словосочетание от нас. Другие сказали, что классные часы у них, вообще-то, проводят, но только тогда, когда требуется или решить какие-то организационные вопросы, или собрать деньги на какое-нибудь мероприятие.

— "Интелрост" именует себя Центром развития интеллектуальных и творческих способностей. Чем вы занимаетесь конкретно?

— Уже на протяжении более восьми лет мы организуем различные телевизионные шоу, конкурсы, направленные на всестороннее развитие детей. Параллельно с этим мы старались для себя понять, на что надо обратить первостепенное внимание, чтобы ребенок развивался гармонично. И пришли к выводу, что сильнее всего на детские сердца влияет искусство, особенно кино. Тогда мы стали думать: на "полный метр" всех школьников не затащить, к тому же вечные проблемы с кинопрокатом. Что делать? Сняли небольшой короткометражный фильм "За руку с Богом" и запустили его в интернет.

А дальше случилось чудо. Сегодня по нему провели классные часы уже в более 46 школах. Нам начали присылать сочинения, рисунки, приходят благодарственные письма от родителей. То есть сформировался социальный запрос родителей и педагогов. Почему — понятно. Фильмов, подобных тем, на которых все мы в советское время воспитывались, по которым жили, учились, сегодня, к сожалению, никто не снимает. Мы же нашли подходящий формат — игровой короткометражный фильм на злободневную тему, волнующую наших детей.

К работе мы привлекаем психологов, педагогов, проводим соцопросы, анализируем их результаты. Так родилась идея киноуроков, которые к 2018 году, как мы надеемся, реализуются на общероссийском уровне.

Еще один важный момент: запрос на подобный киноформат идет "снизу". И мы решили привлечь к работе экспертное сообщество. Оно займется отбором тем для киноуроков, к работе над которыми, возможно, со временем примкнут и другие киностудии. Важно также подключить к работе СМИ, педагогическое, научное сообщество, — всех, кто болеет за будущее наших детей и нашей страны.

— Вы некоммерческая организация и беретесь за такой важный для страны социальный проект. Вам выделят на него бюджетные деньги?

— Вопрос о бюджетных деньгах мы слышим все время, и все время я говорю одно и то же: "Нет, бюджетных средств нам никто не выделяет". Я по профессии — драматург, сценарист, меня регулярно приглашают на различные проекты. И моих коллег тоже. "Интелростом" мы занимаемся исключительно по велению наших сердец. Может, поэтому все пока и удается. Там, где появляются бюджетные деньги, гранты, сразу же появляется и куча лишних людей.

Практически ежедневно у нас проходят детские кастинги, мы общаемся с родителями, проводим мастер-классы. Дети всегда рядом с нами. Мы общаемся с педагогами, презентуем свои проекты в школах. Одним словом, постоянно находимся внутри своей аудитории. И это очень помогает нам в работе: мы видим все свои плюсы и минусы. Многие считают, что все в жизни упирается в деньги. А я скажу, что самое сложное — это доказать педагогическому сообществу, завучам, директорам, что этот проект им нужен, что он необходим для воспитания детей. Страна у нас особенная: мы люди душевные, сердечные. Но что мы получим в будущем, если воспитаем своих детей без этого внутреннего огня? Оказывается, донести эту мысль до аудитории бывает очень сложно.


Елена Дубровская: Нашу школу спасет… кино
Редакция Newsinfo
Код для вставки в блог

Новости партнеров