Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057
Недетские игры, или Столовая трагедия

Недетские игры, или Столовая трагедия

"Любите ли вы театр?…". Суровый Белинский так и нависает над нами. Тащит в театр. Жить и умереть в нем. Если сможем, конечно. Сегодняшний театр кажется плавучим островом среди рифов коммерции и соблазнов масс-культуры.

Семейная драма

Если в головокружительно-совершенном в смысле техники и беспросветно плоском в смысле художественности фильме "Алиса в Зазеркалье" нет ни души, ни мудрости, ему это никак не повредит в прокате. Ну, разве что самую малость. Пойдут на всесилие его величества компьютера. С театром иное. Зритель ждет не трюков, не вселенских взрывов и ослепительных вспышек, все равно против кино- с его космосом приспособлений искусство театра выглядит малым дитятей.

Зритель ищет здесь роскошь общения, глубину. Хочет видеть харизматичных собеседников. Особенных людей. Особенную правду. Хочет эмоционального потрясения. И знает, что нынешний театральный вечер неповторим. Уникален.

И за этим идет в театр. "Матрицы" и "Алисы" пока не победили театр, не добили его окончательно именно потому, что сердце непобедимо.

Самый старый в мире спиритический аттракцион все еще жив…

В Белорусском государственном молодежном театре поставили новый спектакль. Это старая семейная драма "Дети Ванюшина", пьеса Сергея Найденова. Написана в 1901 году. С натуры: автор рассказал историю собственной семьи, взлеты и падения торгующих. Их дрязги, беды, идеалы. В диалогах явственно слышатся Горький, Островский. Жизнь торговцев Найденова передана сочно, навзрыд.

Купец Ванюшин имеет шестерых детей. Дочка Людмила вышла замуж в столицу - да несчастлива. Сын Константин -демагог и лицемер. Ленив и жесток. Бедная родственница Лена стала его игрушкой, забавой, — их общий ребенок, его судьба купеческому сынку безразличны. В итоге женится на деньгах. Две дочки, Аня и Катя, где кто — не разберешь, индивидуальность им не нужна, изо всех сил стараются подходить под клише современных девочек, популярных в классе или студенческой группе. Мажорных, модных, бездумных.

Все как у всех — тряпки, манеры, птичий сленг… Клавдия - аскетичная и устрашающая. С переломанной, разбитой о чужие адюльтеры душой. Алексей — развращенный порочной служанкой парень, ленив, живет без цели, без морали, нашептывает по мобильному слащавые стишки…

Детки вороньем кружат вокруг папаши. И он их в ответ тиранит. Дом качается.

Никто никого не слышит. Белая скатерть — как флаг капитуляции. Финальный выстрел оборвет жизнь Ванюшина, разрешит его спор с собой и детьми. И в дом вплывут мещанки-Кукарниковы, и трагифарс династии Ванюшиных получит новый маршрут…

Питерский режиссер Виктория Луговая (ее серьезным режиссерским шагом был непослушный, неподдающийся обычным трактовкам Генрик Ибсен с его мистикой, поэзий, жесткой критикой мира, внереальным объяснением реальных вещей) взялась за купеческую историю, принципиально переплавив ее в историю новых русских. Торгашей с мобильниками. О тех, кто попадает в болото корысти, наживы, в бездорожье прогнивших устоев. В паутину некрасивых семейных отношений.

Недетские игры, или Столовая трагедия

Загадка воспитания

Воспитание — загадка и дилемма. Воспитывая детей, люди тиражируют свои пороки, ошибки, слабости. Учат младшее поколение тому, чего не умеют и не знают сами. Тщатся быть, как все. Не хуже. И выхода из этого лабиринта нет. Семья, этот маленький слепок с больного общества, болеет. Страдает, рушится, погребает под осколками чистую душу и светлую надежду. Бог умер. Власть отца не работает, ослабла, растворилась. Власть чистогана безоговорочна.

Деньги — вот бог и закон.

Если ты не успешен — ты мертв. Твоя стоимость — цифры на текущем счету.

Так сегодня выглядит мир. Новый спектакль Молодежного — об этом. И потому мобильные телефоны. И дискотека на столе. Все эти телодвижения, призванные изображать радость и веселье. Одинаковую для всех. И стол — как фундамент, как база. Как вектор пути. Здесь едят, считают деньги, на стол в снах кладут отца — и рвут его тело, поедают его, щиплют по ниточке, по булавочке, по запятой.

Художник-постановщик Ольга Грицаева построила ванюшинский дом с центром в районе стола. Стол — краеугольный камень. Камень на могиле, камень на судьбе. К столу обращены семь дверей. И все разные. Дверь родительской спальни — и шесть дверей комнат ванюшинских отпрысков. И скатерть становится еще одним героем-символом. Она и саван. И римская тога. И нерожденный ребенок, тот, которому в этом злом мире никто не рад…

Как несинхронные штрихи в оркестре, расходятся дети купца. Они во всем не совпадают. В пищевых пристрастиях. В динамике движений. Живут второпях, будто на сквозняке. Бунт малодушен. Нежность прячут. Книги -обуза. Любовь чахнет в полумраке комнат. Дом — ад. Родные — тюремщики.

Во всем виноват отец

Главный, самый трагичный и самый виноватый - отец. Александр Егорович Ванюшин. Актер Александр Шаров играет свою роль цельно, горячо, широкими мазками. Этот человек красив и масштабен. Он тепло и благодарно приникает к своей красивой и сердечной жене Арине (прекрасная, убедительная, трогательная, изысканная Наталья Онищенко), так пронзительно вглядывается в детей. Вот только ответов нет, не нашел, и вопросов не привык задавать.

Он был тираном и полководцем. Пытался наказывать, оскорблять, руководить. Карал. Рвал с корнем душу из себя и из детей. Получалось плохо. Банально. Смешно. Они уже впитали в себя яд, источают яд.

Они лгут — ведь это он приучил, что правда порочна. Сказать правду — значит, навлечь гнев. Они изворачиваются, боятся чужих взглядов и суждений. Стены дома сохранят тайны. Спрячут позор. Из дома обитатели рвутся прочь — и в дом прибегают переждать другую грозу. Все мы так. Все в каком-то смысле дети Ванюшина. Костюмчик пусть по моде, и телефон последней модели. Искусственная улыбка — и море предрассудков. И скелеты в шкафу — не протолкнуться…

Собирательный, ртутный, гадливо-смазливый пьяница Красавин (Константин Михаленко) проносится над сценой душным вихрем. Один из самых мощных моментов спектакля — разговор отца с сыном (Алексей- едкая, без тени кокетства и рисовки, скупая актерская работа Дмитрия Богославского). Отец прозрел, увидел себя со стороны. Поговорил с сыном на равных, призрел в нем человека…Но время ушло.

И фантастическим эпизодом, сказочкой уплыла минута доверия и понимания.

Оставив досаду и грусть.

Три женщины — режиссер Виктория Луговая, сценограф Ольга Грицаева и художник по костюмам Виктория Тя-Сен - показали свою тревогу по поводу ситуации в мире. По поводу гибели любви и души. Агонию семьи.

Актеры Молодежного сыграли динамично, сурово, наотмашь, превращая стон и боль в конструктивность анализа.

На спектакль необходимо идти с детьми, бабушками, мамами, племянниками. Любовниками. На этот спектакль необходимо идти — таких театральных работ нигде не бывает много. И потом необходимо о нем говорить. Спорить. Думать. Вместе. И во время разговора выключить мобильные телефоны. Чтобы услышать ответные реплики.

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Шольц сообщил о переговорах между странами по поводу мира на Украине

Разговоры ведутся на уровне советников по безопасности.

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Венгрия, забравшая украинских военнопленных, не разрешает им возвращаться на родину

Будапешт пошел на хитрость, чтобы Россия отдала им украинских военнопленных.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

В 2023 году мороженое в России пользовалось особым спросом

Это показывает статистика: рост производства поставил рекорд.