• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057
Куда катится наша Вселенная

Как выяснила наука, ничто в мире не вечно. Нашу Вселенную ждет длительный процесс расширения, а потом, рано или поздно, распад… Еще до того как она провалится в тартарары, многие привычные для нас сегодня вещи перестанут существовать в результате нарастающей энтропии. Интересно, как же будет выглядеть Вселенная через сотни миллиардов лет?

Звезды исчезнут

По крайней мере, большинство их не будет видно с Земли, если последняя к тому времени останется на месте. Поскольку ткань пространства-времени расширяется быстрее скорости света, то через 150 миллиардов лет большинство видимых для нас объектов окажется за пределами так называемого "космологического горизонта". В конце концов в пределах нашей видимости останутся лишь объекты Солнечной системы. И мы ничего не будем знать о других звездах, планетах и галактиках.

Солнце превратится в черного карлика

Самый распространенный тип звезд во Вселенной на сегодняшний день — красные карлики. Это холодные светила, испускающие красное свечение. Довольно много во Вселенной и так называемых белых карликов — останков умерших звезд, состоящих из "отработанного" вещества, которое не распадается только благодаря квантовым эффектам. Хотя белые карлики живут очень и очень долго, рано или поздно и они трансформируются и станут черными карликами.

Это случится и с нашим Солнцем. Сначала оно сбросит все внешние слои и превратится в белого карлика. В таком состоянии оно будет оставаться в течение миллиардов лет. Однако постепенно оно все равно начнет остывать. Когда Солнце остынет до температуры, соответствующей микроволновому фоновому излучению, то есть до нескольких градусов выше абсолютного нуля, его ждет превращение в черного карлика. Так как "представители" этого звездного типа очень холодны, их излучение практически не видно в оптическом диапазоне. Обнаружить его можно лишь благодаря гравитационным эффектам. Правда справедливости ради надо сказать, что такая судьба постигнет и многие другие светила, которые мы сегодня наблюдаем на небосклоне.

Появятся новые типы звезд

К концу Вселенной звездная эволюция завершится и новые светила рождаться не будут. Вселенная будет наполнена звездными останками, что приведет к появлению нового типа звезд, который ныне неизвестен. Например, морозные или холодные звезды. Когда звезда выжигает свое ядерное топливо, возрастает ее металличность. Так как металлы в процессе синтеза излучают меньше энергии, чем более легкие элементы, в конце концов звезды остынут до точки замерзания воды.

Квантовые эффекты позволят легким элементам синтезироваться в нестабильную форму железа, которая, в свою очередь, будет распадаться на более стабильные изотопы, излучая при этом слабое количество энергии. Таким образом появится еще один тип — железные звезды. Впрочем не все астрономы верят в такую перспективу. По мнению некоторых экспертов, это может произойти только при условии распада протона.

Вселенная будет состоять из черных дыр

Если протон все-таки распадется на нуклоны, которые, в свою очередь, тоже окажутся подвержены распаду, то сами атомы перестанут существовать и начнется эпоха черных дыр. Подпитывать их будут лептонные субатомные частицы — электроны и позитроны. Черные дыры станут поглощать остатки вещества Вселенной и при этом сами излучать фотоны и гравитоны. Однако, по словам знаменитого британского астрофизика Стивена Хокинга, придет день, и черные дыры тоже умрут, ведь они тоже способны терять свою массу и энергию… В конце концов эти объекты превратятся в разрозненные частицы, слабо связанные между собой.

"Макрофизика" перестанет существовать

После того как Вселенная станет практически однородной, прежние физические принципы перестанут в ней действовать. Останется только квантовая механика. Но в результате квантовых процессов вся энергия будет переработана, а температура Вселенной упадет до абсолютного нуля. Пространство и время исчезнут. По сути дела, Вселенной в том виде, какой мы ее знаем, придет конец.

Впрочем спасти ее может эффект квантового туннелирования — это когда субатомные частицы входят в энергетическое состояние, невозможное с точки зрения классической механики. Физики Шон Кэрролл и Дженнифер Чен считают, что это может уменьшить энтропию, что приведет к новому Большому взрыву.

Обнадеживают нас и математики. Еще в 1890 году Анри Пуанкаре опубликовал рекуррентную теорему, из которой следует, что любая система спустя энный период времени всегда возвращается в состояние, близкое к изначальному. Так, с точки зрения термодинамики случайно возникшие в условиях высокой энтропии тепловые флуктуации могут вернуть Вселенную в исходную точку.

Через какое-то время во Вселенной заново начнутся процессы формирования. Но понятно, что это будет уже другая Вселенная, и разумные цивилизации, которые в ней появятся, не сохранят никакой памяти о своих предшественниках…

Компания Kia представила на автосалоне в Нью-Йорке новый хэтчбек Kia K4 5DR

Kia K4 5DR является преемником седана Forte, известного также как Cerato на некоторых рынках.

Передачи Владимира Соловьева были заблокированы на территории Армении

Зам министра высокотехнологической промышленности Армении Авет Погосян сообщил на страничке в соцсети, что две программы российского журналиста и телеведущего Владимира Соловьёва были заблокированы. Речь идёт об авторских проектах "Вечер с Владимиром Соловьевым" и "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым".

Предсказать точную дату релиза GTA 6 слишком проблематично на данный момент, сказал Джейсон Шрайер

Игровой журналист Джейсон Шрайер пока не видит причин, почему игра от студии Rockstar games GTA 6 должна выйти с задержкой. По мнению журналиста, все игры могут быть подвержены задержке перед самим релизом.

Ученые выяснили, что искусственный интеллект может прогнозировать риск смертельных аритмий

Доктор Баркер и его команда разработали инструмент искусственного интеллекта, который правильно определил состояние пациентов в 80% случаев.