Курсы валют: USD 24/01 59.5034 -0.1663 EUR 24/01 63.9424 0.2152 Фондовые индексы: РТС 18:50 1137.67 -0.12% ММВБ 18:50 2146.09 -0.64%

Встречаем Новый год по-божески

Встречаем Новый год по-божески
Наука | 30.12.2011


Те из нас, кто частенько сетует, что новогодние праздники утомляют их своей суетой и беготней, с моей точки зрения, просто не понимают своего счастья. Потому что если сравнить нашу суету с тем, что творилось в Новый год, например, в Древнем Египте - так это не суета, а так, неспешная прогулка. Не только накануне, но и в сами праздничные дни египтянам нельзя было расслабляться - настолько ответственно подходили они к празднованию этого весьма важного не только для людей, но и для всего мира события.


Обо всем этом весьма подробно рассказал 20 декабря нынешнего года ведущий египтолог России и президент Ассоциации по изучению Древнего Египта «МААТ» Виктор Викторович Солкин в рамках открытой лекции «Праздник и ритуал в Древнем Египте», которую он прочитал в Культурном центе-библиотеке им. М.А.Волошина (Москва). Интересно, что зал культурного центра был битком набит - несмотря на предновогоднюю суету желающих ознакомиться с праздничными ритуалами Страны Фараонов было довольно много.

При этом данное мероприятие сложно считать типичной академической лекцией, когда умудренный опытом профессор неторопливо просвещает непрофессионалов - скорее, это был своеобразный моноспектакль. Виктор Викторович рассказывал очень живо, ярко и образно, сопровождая свое повествования уникальными иллюстрациями. И в результате перед слушателями действительно предстал во всей своей красе загадочный и прекрасный мир Древнего Египта - можно сказать, что все увидели торжества и ритуалы, о которых рассказывал Солкин так явно, словно они происходили прямо перед нами. Не удивительно, что все, кто был на лекции, даже не заметили, как прошло два часа - настолько сильным было погружение в эпоху фараонов. Встречаем Новый год по-божески. 2996.jpeg

Прежде всего, Виктор Викторович отметил, что к любому празднику у жителей Древнего Египта было особое отношение. Оно базировалось на их представлении о возникновении и развитие мира. В Стране Фараонов верили в то, что в давние времена на Земле был своеобразный «Золотой Век» - боги еще не удалились за грань мира, а жили в нем, управляя людьми. Соответственно, в эту эпоху царила справедливость, благополучие, и, главное - не было времени (в том смысле, что ничего не старело и не разрушалось).

Однако потом из-за неблаговидных деяний человечества боги покинули этот мир и все стало так, как есть - то есть появилось течение времени и Вселенная стала дряхлеть, то есть клониться к упадку. Тем не менее, иногда боги все-таки хоть не надолго, но возвращаются в покинутый ими мир - это происходит во время дней, которые египтяне называли праздничными. Их мимолетное присутствие позволяет хоть не надолго, но все-таки задержать разрушение и упадок, и обновить дряхлеющую Вселенную. Поэтому для любого египтянина смысл любого праздника заключался, во-первых, в том, что бы помочь божеству успешно совершить свою миссию по обновлению мира (но этим занимались в основном жрецы и представители власти), и во-вторых - в том, что бы, пусть ненадолго, но все-таки войти в контакт с ними (это могло способствовать исполнению их желаний).

Собственно говоря, Новый год жителями Страны Фараонов также воспринимался не просто как банальная смена сезонов, но и как время, когда обновляется весь мир. И к этому событию нужно было хорошо подготовиться - сложно поверить это, но каждый египтянин допускал мысль о том (и боялся ее), что следующий год может просто не наступить (если обновление не произойдет). Поэтому жрецы, придворные аристократы и сам фараон с семьей лихорадочно зубрили «сценарии» ритуалов и мистерий, приводили в порядок храмы, готовили подношения, а простые египтяне также спешно готовили подарки божествам и составляли списки вопросов, которые хотели задать им. Ведь тот, кто не успеет - тот останется без милости богов на целый год!

Интересно, что точной даты наступления Нового Года (по египетски - «ренпет») в нашем понимании у египтян не было. Согласно традиции, он наступал тогда, когда начинался разлив Нила, а это время могло растянуться от конца июня до начала сентября (хотя чаще всего разлив начинался где-то в районе 19 июля). О том, что это вот-вот произойдет, напоминал восход звезды Сириус после того, как его не было видно в течении 70-ти дней. Именно на этом событии и строились расчеты начала разлива великой африканской реки (кстати, сейчас эти расчеты невозможно проверить, поскольку после строительства Асуанской плотины Нил перестал разливаться).

В новогоднем обновлении принимали участие разные боги. Особое место отводилось божеству Хапи - властителю Нила. Интересно, что ему практически никогда не строили пышные храмы, поскольку его храмом считался весь Египет. И вот египтянину нужно было подготовиться отблагодарить это доброе божество. Например, приготовить сосуды с вином, маслом или молоком, которые бросали в разливающуюся реку во всех местах в Египте - ведь нужно же устроить богу, кормящему всю страну, праздничное угощение (здесь Виктор Викторович отметил, что наверное, этот обычай особенно радовал жителей дельты Нила - ведь в конце концов большинство этих даров приносило именно к ним).

Встречаем Новый год по-божески. 2997.jpeg

Однако нужно было успеть и попросить божество об исполнении важных желаний, пока оно еще не покинуло этот мир. И вот толпы жителей Страны Фараонов устремлялись к реке, что бы бросить туда свои записки. Состоятельные люди писали свои просьбы на папирусах, а бедняки - на черепках и даже... на чешуе только что выловленных рыб, которых сразу же отпускали в воду. Все были уверены, что добрый и щедрый Хапи обязательно исполнит все, о чем его попросят.

Также нужно было успеть попросить о помощи и других богов. На новогодний праздник фигуры, их символизирующие, выносили на ладьях из храмов (таким образом как бы осуществлялось путешествие божества по великой реке, что было важной частью ритуала обновления мира). И тот, кто хотел помощи божества, должен был протиснуться к этой процессии, и задать его изваянию (в котором, согласно поверью, на тот момент пребывала частица божественного духа). Причем вопросы обычно излагались в форме альтернативных вариантов - например «сосед неправедно захватил мой кусок земли» и «сосед по праву завладел моим куском земли». Если при чтении одного из вариантов божество подавало определенный знак (какой, увы, мы не знаем, поскольку в источниках нет об этом упоминаний), то этот вариант считался правильным.

Еще нужно было задобрить священных павианов. Дело в том, что в новогоднюю ночь от настроения этих зверюшек часто зависело благополучие человека в следующем году, поскольку именно они держали перед грозной богиней Сохмет, насылающей несчастья список имен тех, кому обязательно нужно было нагадить. И если павианам понравиться подношение от конкретного человека, то они постараются в том месте, где в свитке написано его имя, скорее свернуть его.

Нужно было также запастись водой нового разлива (она считалась священной), успеть погадать с помощью особых лепешек (их выносили на веранду вечером, а утром, когда на них появлялись трещины, пытались прочесть свою судьбу, сопоставляя эти трещины с иероглифами), принести жертвы множеству божеств, посмотреть на различные храмовые представления и торжественные процессии (а тут нельзя было отлынивать - вдруг бог обидеться на то, что ты не сопровождал его во время ритуала обновления мира и не выполнит твоих просьб) и еще успеть переделать сотню дел. Даже удивляешься, что жители Страны Фараонов в эту ночь еще и поспать успевали - ведь сон на Новый год был особый, во время него можно было вступить в непосредственный контакт с божеством и духами предков.

Правда, следует заметить, что Новый год в Египте времен фараонов всегда длился несколько дней, так что времени на все обычно хватало. Собственно говоря, египтяне вполне могли позволить себе такие «каникулы» - ведь пока разлив не сойдет на нет, работать на полях было невозможно. Самое время радоваться, отдыхать от трудов и дарить друг другу подарки. Самыми любимыми, кстати, были глиняные изображение кошки и собаки. Кошка ценилась в новый год потому, что была символом умиротворения разгневанной богини Хатхор, которая как-то раз обиделась на своего отца Ра, в образе львицы сбежала в пустыню и вслед за ней из Египта ушли все блага.

Насилу мудрому богу Тоту удалось умиротворить ее - тогда богиня в образе кошки вернулась обратно, и все стало хорошо. Поэтому вторым любимым подарком была фигурка павиана - ведь именно в его образе Тот успокаивал Хатхор. И третьим распространенным подарком была фигурка собаки - считалось, что вестник Нового года, звезда Сириус, приезжал издалека именно на ней. А без него не было бы никаких торжеств.

Так что, как видите, древним египтянам приходилось еще тяжелее, чем нам - их Новый год предполагал не расслабление за бокалом шампанского, а активную и бурную деятельность. Однако это было оправдано - ведь по их представлениям без участия людей никакого Нового года могло и не быть...


От Египта до Синая
Антон Евсеев
Код для вставки в блог

Новости партнеров