Курсы валют: USD 24/03 57.5228 -0.1132 EUR 24/03 62.0959 -0.174 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.35 0.11% ММВБ 18:50 2051.04 -0.51%

Европа впала в “Меланхолию”

Европа впала в “Меланхолию”
Культура | 05.12.2011


Творение скандального Ланса фон Триера "Меланхолия" удостоилось звания "Лучший фильм года" и получило главный приз Европейской киноакадемии. Несмотря на то что из-за выходок режиссера фильму предрекали полный бойкот, картина настолько зачаровала судей, что забрала целых три награды из возможных шести. Впрочем, антисемитские и нацистские выходки фон Триеру до конца не простили и отомстили ему довольно изощренно. Но какое значение имеют интриги для кинематографа? Главное, что "Меланхолия" завоевала Землю.


Мрачная и прекрасная "Меланхолия" Ларса фон Триера, увидевшая свет в мае этого года, покорила не только рядовых зрителей, но и искушенное жюри. На церемонии вручения призов Европейской киноакадемии (European Film Awards), проходившей минувшей субботой в Берлине, фильм о столкновении Земли с планетой Меланхолией получил главную награду за лучший фильм года.

У "Меланхолии" несколько странная история, пошедшая сильно вразрез с судьбой ее автора, придумавшего сюжет о гибели нашей планеты, как он сам признавался, в кабинете психотерапевта. В мае этого года, когда Ларс фон Триер представлял фильм на Каннском фестивале, он весьма неудачно и путано пошутил, признавшись в симпатиях к нацизму и заявив, что он-де "понимает Гитлера". "Да, я нацист", - брякнул в конце концов заговорившийся режиссер. Это было чересчур. Шутку не оценили, и enfant terrible европейского кинематографа был подвергнут настоящим гонениям. Несмотря на то что бедолага Ларс после этого только и делал, что извинялся направо и налево, руководство фестиваля признало фон Триера персоной нон грата.

Европа впала в “Меланхолию”. 2905.jpeg

Казалось бы, помешанная на толерантности Европа должна была объявить полный бойкот и самой "Меланхолии", которую фон Триер так неудачно презентовал в Каннах. Тем более что на имя Ларса легло еще одно пятно: в любви к его "Догме" признался не кто иной, как шведский террорист Брейвик. Ничего не поделаешь, бедный Фон Триер извинился перед всем светом еще и за любовь детоубийцы, но смотрели на него все равно очень косо. Однако гений режиссера превозмог весь окруживший его холод: "Меланхолия" с большим успехом пошла в прокате, а исполнительница главной роли Кирстен Данст, сыгравшая Жюстину, получила награду как лучшая актриса.

Да и мудрено ли? Тягостный, занудный, затянутый фильм действительно стал ярчайшим событием года. Фон Триер одним махом сорвал конфетную голливудскую обертку с темы апокалипсиса, отменил традиционный happy-end и спасение в последнюю секунду и поставил зрителя лицом к лицу с проблемой, о которой мало кто решается говорить открыто и прямо. Проблемой неминуемой смерти, когда негде укрыться, некуда убежать, и остается лишь по возможности достойно встретить ее, до конца испив чашу надежды, ужаса, ожидания и невыносимо долгих последних мгновений.

Фон Триер с любовной тщательностью провел зрителя по этому пути, хулигански "проспойлерив" конец в самом начале фильма. Затянуто кино мастерски, режиссер расчетливо играет на нервах, уделяя невозможно много внимания деталям, незначительным и бессмысленным перед концом света, о котором знает смотрящий, но даже не подозревают поначалу герои. И зритель, в первых кадрах увидевший, что его ждет в конце, мается ожиданием целый фильм, постепенно приближаясь к финалу.

А конец, беспощадно показанный фон Триером во всей красе, доводит до оцепенения: не зря после сеанса многие не имели сил даже сразу встать. Так и сидели в креслах, зачарованно глядя в черный экран, где несколько секунд назад врезавшаяся в Землю Меланхолия положила конец всей бессмысленности и злобе бытия, о которых говорит главная героиня фильма, то ли пророчица, то ли шизофреничка Жюстин. А потом, встряхивая головой и вставая, люди все же уходили из кинотеатров - как будто наяву пережившие опыт смерти, от которой не спасут ни Брюс Уиллис, ни американский президент.

Европа впала в “Меланхолию”. 2906.jpeg

С темой смерти мало кто решается заигрывать всерьез: она слишком табуирована в нашем обществе и практически вытеснена из сознания, которому день за днем преподносят исключительно позитивные "игрушки". Ларс фон Триер не изменил себе: он блестяще сыграл на этом поле. Примечательно, что "Меланхолия" - абсолютно безнадежный фильм: это действительно апокалипсис постхристианской цивилизации, откуда полностью вытеснена мысль о Боге и посмертном спасении. Фон Триер не оставил ни героям, ни зрителям ни малейшего просвета и утешения.

"Меланхолия" по справедливости удостоилась высшей награды. Но сам режиссер за ней не приехал: после скандала и неудачных попыток извиниться фон Триер решил не испытывать судьбу и прислал за премией свою жену. На сцену за европейским "Оскаром" поднялась Бенте Фроге. Может быть, европейских судей и растрогало такое смирение Ларса фон Триера, хотя тот не упустил случая снова постебаться. Его супруга, принимая приз, сказала, что Ларс "попросил улыбнуться и помахать всем как можно более дружелюбным образом". Что ж, по крайней мере здесь жюри придраться точно будет не к чему, хотя на память не может не прийти крылатая фраза из мультфильма "Мадагаскар" - "улыбаемся и машем, парни, улыбаемся и машем".

"Меланхолия" получила еще две награды. Приз за лучшую операторскую работу достался Мануэлю Альберто Кларо, а кроме него награждена художник фильма Йетте Леманн. К сожалению, ни Кирстен Данст, ни Шарлотта Генсбур, блестяще сыгравшая в фильме сестру-антипода Жюстин, Клэр, призов не получили: лучшей актрисой стала Тильду Суинтон, отметившаяся в фильме "Что-то не так с Кевином". Возможно, судьи сочли просто неприличным отдать все награды одной "Меланхолии", поскольку, по свидетельству экспертов, роль, сыгранная Суинтон, была куда менее интересна, чем роли Данст и Генсбур.

Европа впала в “Меланхолию”. 2904.jpeg

Впрочем, судьи воткнули Ларсу фон Триеру и чувствительную шпильку. Вторую по значению награду фестиваля, "Европейский режиссер года", взяла его "врагиня" Сюзанна Биер, в чей адрес тот отпускал весьма некорректные реплики, особенно во время пресловутого майского скандала в Каннах. Собственно, тогда ей и была посвящена практически вся речь фон Триера, за которую он схлопотал звание нациста и воинствующего антисемита. "Я не против евреев, но когда я встретил Сюзанну Биер..." - говорил Ларс, и, видимо, помнящие тот скандал судьи с особым удовольствием номинировали Биер в пику фон Триеру.

К счастью, ни бойкот, ни осуждающе приподнятые брови, ни любовные признания террористов, ни даже второе место Сюзанны Биер не заставят Ларса, сейчас работающего над новой картиной, уйти из кинематографа. А пока зрители и судьи единодушно будут снимать шляпы перед его произведениями, фон Триер с преспокойной душой может позволить себе и дальше быть enfant terrible. Ведь если не он, то кто же? Кому еще дано?

Дарья Сивашенкова
Код для вставки в блог

Новости партнеров