Logo
Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 92,2628
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 29.03.2024 : 99,7057

Большие перемены в Большом

Уникальный в российской истории добровольный уход из Большого театра Натальи Осиповой и Ивана Васильева - ярких солистов балета - вызывает много вопросов. Но и ответов, почему это произошло, тоже немало. Сами звезды говорят, что жаждут заниматься творчеством, а в "гнездышке", где они оперились, это невозможно. Руководство Большого сожалеет, полагая, что ребят перекупил Михайловский театр Петербурга. Но далеко не все поклонники балета считают это такой уж страшной потерей для главного театра страны.

Наталья Осипова и Иван Васильев отвесили Большому театру последний поклон. В интервью "Фонтанке" они признались ему в любви. Иван назвал театр "махиной", которой "мы ничего плохого не желаем". А Наталья побожилась, что никогда ничего не скажет во вред своей артистической колыбели. "Потому что все, что я имею в профессии, мне дал Большой театр", - подчеркнула она.

В заявлении балетных звезд на сайте Михайловского театра сказано, что им не хватало репертуара. "Хочется не замыкаться в двух-трех так называемых коронных партиях, а танцевать как можно больше, особенно новой хореографии. Для артистов не важно, какого размера сцена, важно, что он на ней может исполнить и как он это делает", - поясняет белорусский самородок. Он уже устал от амплуа борца на сцене и хотел бы танцевать не только Спартака и Дон-Кихота.

Наталья, напротив, все классические партии, уже перетанцевала и идет "за творческой свободой". Генеральный директор петербургского театра Владимир Кехман это им гарантировал. "Думаю, главным аргументом в нашу пользу стала по-настоящему творческая атмосфера в труппе, которая работает с огромным энтузиазмом. Не будет преувеличением сказать, что здесь все живут только танцем и ради танца", - заявил он журналистам.

Переговоры между танцорами и Кехманом шли целых полтора года, поэтому очень странно услышать от гендиректора Большого театра Анатолия Иксанова, что для него решение Осиповой и Васильева стало неожиданностью. Более того, он обижен поступком своих протеже, которые, в общем-то, и примами в столь юном возрасте стали благодаря расположению руководства. "Я убежден, что это никак не связано с творчеством. Мне кажется, что и их тоже использует частный бизнес, продолжающий атаки на главный театр страны", - заявил Иксанов ИТАР-ТАСС.

Заявление об уходе он не подписал, рассчитывая, что за две недели, отпущенные Трудовым кодексом на раздумья, артисты откажутся от своей затеи. Ведь такого, чтобы из Большого театра уходили по доброй воле, в его истории еще не было.

Но танцовщики уже подписали пятилетний контракт с Михайловским театром и их вписали в петербургский репертуар. Большой театр не терпит работы своих артистов на стороне, так что совместительство невозможно. Хотя станцевать в Москве, все, что должны были по договору, Осипова и Васильев уже пообещали, если только их перестанут упрекать в продажности и интригах против театра. Наталью москвичи еще увидят в "Щелкунчике", а Ивана Васильева - в "Арлезианке" Ролана Пети, которую поставили ради него.

Уход замечательных артистов многие называют существенным ударом для Большого театра, с трудом пережившего реконструкцию. Он открылся после пятилетнего ремонта, сопровождавшегося коррупционными скандалами. 21 миллиард, вложенный в расширение помещений, строительство подземных этажей, обновление интерьера, был потрачен бездарно. По мнению Балетмейстера Николая Цискаридзе, театр нужно было реставрировать, а не реконструировать с заменой настоящей лепнины на пенопласт. Танцовщик раскритиковал низкие потолки, об которые балерины бьются головой, когда их поднимают на руки, и гримерные без окон. На это министр культуры Александр Авдеев ответил, что ни одна балерина пока не жаловалась.

Цискаридзе полон дурных предчувствий. "Я не исключаю, что сейчас будут уходить многие другие. Не так давно ушел ведущий солист балета Андрей Уваров", - напоминает он. Да и самого Николая, как он признался, худрук балета Сергей Филин выживает из театра. "Но этого не будет: для меня балет - значит Большой театр, и я никуда не уйду", - заявляет артист.

Но стоит ли драматизировать ситуацию? Конечно, супруги и партнеры по балету Васильев и Осипова были гордостью Большого. По итогам ушедшего года в основном благодаря им труппа завоевала Национальную танцевальную премию Великобритании за 2010 год. Наталья Осипова была признана "Лучшей балериной", а Иван Васильев - "Лучшим танцовщиком". Но в интервью NewsInfo театральный критик Валерий Гаевский назвал и другие имена, достойные внимания зрителей, например, Екатерину Крысанову, менее феерическую, чем Наталья, но не менее талантливую.

Дело в пачке: Большой пленил британцев.

В общем-то и поклонники балета ходят в Большой не только для того, чтобы посмотреть на двух теперь уже бывших приму и премьера. Осиповой и Васильеву удалось пробраться в ведущие солисты, не станцевав ни "Лебединое озеро", ни "Спящую красавицу", ни "Щелкунчика". Для русского балета это - нонсенс. Между тем, зрители обожают и Светлану Захарову, и Марьяну Рыжкину, и Светлану Лунькину.

Ивану Васильеву в некоторых спектаклях далеко до Николая Цискаридзе с Дмитрием Гудановым и Владиславом Лантратовым. То, что этому дарованию дают мало ролей, легко объяснить - с его крепенькой конституцией все подряд не сыграешь. "Когда ПРЕМЬЕР БОЛЬШОГО ТЕАТРА не может скрутить два пируэта, невыворотно и в плие (!!!), в балете "Юноша и смерть", а скачет по сцене дабы не упасть, о каких вершинах говорит Ванечка, который премьером то числится, только лишь потому, что Иксанов хотел его удержать в театре, а не за профессиональные заслуги", - пишет один из завсегдатаев театра в своем блоге.

Может быть, конечно, Васильеву и было обидно, что художественный руководитель балета Большого Сергей Филин пренебрег собственным премьером и заключил контракт с американцем Дэвидом Холбергом, но ведь театру главное угодить зрителю, а не утешить ущемленное самолюбие.

Хотя есть и конспирологическая версия о том, что уход прогремевших на весь мир Осиповой и Васильева в обмен на появление в Большом Холберга были оговорены и с артистами, и с руководством театра. А выгоду от этого должен получить продюсер Сергей Данилян, который получил теперь готовую к гастролям балетную пару, чьим продвижением он занимался.

Далеко не трагична ситуация и если посмотреть на перспективы, открывшиеся перед Осиповой и Васильевым. В Большом театре после ухода хореографа Алексея Ратманского балет не развивается. Для молодых артистов, склонных к экспериментам и неформатных для классики в постановке Григоровича (не зря он ни Осипову, ни Васильева не жалует), жить в прежнем режиме, изредка показываясь на сцене - смерти подобно. А вот в Михайловском театре, балетную труппу которого сейчас возглавляет великий испанец Начо Дауто, им действительно будет, чем заняться. К тому же Кехман пообещал отпускать их в любой зарубежный театр, который им предложит выгодный контракт.

Что до Большого театра, то он, наверное, и должен быть консервативным, лишь немного приспосабливаясь к требованиям современности. В прошлом сезоне в его репертуаре появилось сразу несколько современных балетов - от Форсайта и Баланчина до западных авангардистов: "Симфонии псалмов" на музыку Игоря Стравинского в хореографии Иржи Килиана и Chroma Уэйна Макгрегора.

Изменилось и сами здание театра, хотя не все этим довольны. А сегодня стало известно, что Большой театр приступает к компании против перекупщиков билетов. Эта тема всплыла в связи с уходом Осиповой и Васильева и прозвучавшей критикой в адрес руководства Большого, не способного не только удовлетворить запросы молодых талантов, но и навести порядок у касс. Теперь билеты в театр будут продавать по паспортам, и заоблачные цены в 20-30 тысяч рублей у спекулянтов уйдут в прошлое.

Экспорт овощей из России вырос почти в два раза

Экспорт овощей из России вырос почти в два раза

Импорт, в противоположность этому, сократился.

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

В России прогнозируют резкое подорожание бытовой техники

На это может повлиять снижение планки беспошлинных онлайн-покупок.