Курсы валют: USD 27/05 56.756 0.6859 EUR 27/05 63.6689 0.6573 Фондовые индексы: РТС 18:50 1073.04 -0.97% ММВБ 18:50 1934.25 -0.67%

Уголовщина космического масштаба

Уголовщина космического масштаба
Наука | 18.10.2011


Власть признала, что иных рычагов повышения качества работы отечественной космической отрасли, кроме "политики кнута", у нее не осталось. Генпрокуратура обнародовала итоги расследования обстоятельств неудачных запусков спутника связи "Экспресс-АМ4" и грузового корабля "Прогресс М-12М". Надзорное ведомство установило, что их утрата произошла из-за халатности подотчетных Роскосмосу госпредприятий. Прокуроры требуют ввести за нарушения в реализации космических проектов уголовную ответственность.

Что регулярные провалы в российской космической программе начали сильно раздражать высшее руководство страны, стало ясно еще весной, когда сняли главу Роскосмоса Анатолия Перминова, сменив его на Владимира Поповкина. Однако это кадровое решение пока ощутимых результатов не принесло, что и продемонстрировала двойная утрата в августе. Тогда отечественный коммуникационный спутник "Экспресс-АМ4" - самый совершенный на сегодняшний день, призванный обеспечить охват всей территории России, включая отдаленные районы Сибири и Дальнего Востока, цифровым вещанием, - вышел на нерасчетную орбиту. А через неделю рухнул в горах Алтая грузовой корабль "Прогресс М-12М", который должен был доставить на МКС продовольствие, воду, топливо и научное оборудование. Этот двойной конфуз, поставивший под сомнение способность России полноправно участвовать в глобальных проектах в сфере изучения космоса, побудил генпрокурора Юрия Чайку взять под личный контроль расследование обстоятельств обоих инцидентов. Сегодня были обнародованы его результаты. Причиной провальных запусков оказалась банальная халатность.

Читайте также: Россия рассыпается на космический мусор

"Установлено, что оба инцидента произошли по причине небрежности работников государственных предприятий космической отрасли, подведомственных Федеральному космическому агентству, при проведении проверочных мероприятий, а также отсутствия со стороны Роскосмоса надлежащего контроля над принятием уполномоченными лицами соответствующих решений", - отмечается в сообщении надзорного ведомства.

Подчиненные Чайки предложили руководству космического агентства привлечь виновных к дисциплинарной и материальной ответственности, однако их имена предпочли не называть. Также они настаивают на возмещении ущерба государству со стороны недобросовестных госкомпаний. А чтобы у высшего руководства впредь не возникало подобных поводов стыдиться за свое космическое хозяйство, Генпрокуратура предлагает установить уголовную ответственность за "действия, способствовавшие наступлению происшествий в сфере космической деятельности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства".

Читайте также: Алтай отравился "Прогрессом"

Но сложно ответить на вопрос о том, насколько страх перед попаданием на скамью подсудимых из-за нештатных ситуаций в космической отрасли способен предотвратить эти самые нештатные ситуации. Причем подобную практику прокуроры предлагают применять лишь к работникам коммерческих предприятий, задействованных в проектах Роскосмоса. То есть некомпетентные и нерадивые чиновники, принявшие у них некачественную продукцию, от уголовного преследования заведомо и надежно застрахованы. Готовы ли в условиях действия таких двойных стандартов те работники нести уголовную ответственность и не предпочтут ли они заниматься какой-то другой, менее чреватой репрессиями деятельностью, тоже вопрос риторический.

Зато гораздо более правомерен другой вопрос - не пришла ли пора для глубокой реорганизации всей космической отрасли страны, чтобы сделать реализацию имиджевых для государства проектов более конкурентной. Потому что пока у нас пытаются повысить эффективность работы специализированных госпредприятий с помощью чисто советских методов - за счет ужесточения санкций, за рубежом в очередной раз продемонстрировали эффективность частной инициативы.

Читайте также: Роскосмосу надоела ГЛОНАСС

Британский миллиардер Ричард Брэнсон в американском штате Нью-Мексико торжественно открыл первый в мире частный космодром, который уже в следующем году может дать начало новой индустрии суборбитальных космических полетов. Летательный аппарат WhiteKnightTwo, разработанный компанией Брэнсона Virgin Galactic, как полагает сам бизнесмен, к концу 2012 года начнет отправлять на орбиту всех способных выложить 200 тысяч долларов за билет. Апофеозом открытия космодрома стал демонстрационный полет суборбитального пассажирского челнока. Прежде чем отправить его на орбиту, осталось отработать систему безопасности и получить разрешение американских властей.

"Мы хотим удостовериться, что аппарат прошел все тщательные испытания, и только потом мы передадим его астронавтам, которые купили билеты в космос, - цитирует BBC Ричарда Брэнсона. - Если для этого понадобится немного больше времени, мы согласны подождать".

Полет "Белого рыцаря II" доказывает, что частные компании способны неплохо справляться с масштабными космическими проектами - во всяком случае, не хуже бюрократов на государственной зарплате.

Сергей Подосенов
Код для вставки в блог

Новости партнеров