Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 24.10.2017 : 57.5118
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 24.10.2017 : 67.8927
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 24.10.2017 : 75.5302
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 24.10.2017 : 45.0777

Культура

Гнесинку ждет оптимизация "под ноль"

Министр финансов Алексей Кудрин уходит, но дело его живет. Оптимизация с целью сокращения государственных расходов продолжает уничтожать учреждения образования и культуры. Она не пощадила даже такое брендовое учебное заведение, как музыкальное училище имени Гнесиных. Его вливают в Академию Гнесиных, которая отпочковалась от него более полувека назад. Чиновники объясняют это решение необходимостью экономить на отделе кадров и бухгалтерии, но преподаватели уверены: сокращения коснутся и педагогического состава.

Первокурсники училища имени Гнесиных ликуют - поступали в колледж, а оказались в подразделении академии. Но кроме лестного названия это учреждение культуры не получит больше никаких преимуществ от слияния с РАМ имени Гнесиных. Нельзя же всерьез воспринимать утешительный аргумент ректора академии Галины Маяровской: "Нам удалось купить автобус на 57 мест с холодильником и туалетом; и если вам нужно будет выехать за пределы Москвы - с удовольствием поедете!".

Преподавателям училища после оптимизации обещают повысить зарплаты. Интересно, на сколько процентов? Сейчас ставка педагога в учреждениях образования федерального подчинения - четыре тысячи рублей в месяц при московском-то прожиточном минимуме в девять с половиной тысяч. Естественно, заслуженные мастера культуры на эти деньги не живут - подвизаются учить молодежь в школах и училищах городского подчинения, где зарплаты достигают 30 тысяч рублей.

Неужели при объединении с академией труд педагогов начнут оплачивать адекватно? Вряд ли, так как оптимизацию проводят ради экономии бюджетных средств. Кстати, Маяровская, как писал "МК", об этом честно заявила сотрудникам училища: "Напомню, что принят закон о полиции. Это легло на федеральный бюджет. В нем образовалась дыра в 420 миллиардов рублей. Потому было поручение правительству вернуть эти деньги любым путем".

Больше всего преподаватели в Гнесинке боятся, что экономить начнут, сокращая пенсионеров. Причем коснуться это может не только училища, но и академии, которую в шутку даже называют "кафедрой геронтологии". Восьмидесятилетние мастера пока еще взращивают юные дарования, но их учебные часы уже начали урезать. Было закрыто заочное отделение на кафедре специального фортепиано, в десять раз сокращены часы заочников на кафедре общего фортепиано. Говорят, все это - дело рук проректора Александра Базикова.

Можно представить, как он будет верстать учебные планы в училище, когда оно перейдет в подчинение академии. Упорно ползут слухи, что срок обучения в Гнесинке сократят с четырех лет до двух. Видите ли, в Минобрнауки не понимают, как можно четыре года подряд совершенствовать игру на фортепиано. Рассказывают, что одна из заместительниц министра Андрея Фурсенко на совете директоров ссузов требовала объяснений - чем на уроке в училище занимаются два педагога с одним учеником - имея в виду концертмейстера в классе скрипки.

Училище с мировым именем станет не более чем подготовительными курсами к поступлению в академию. Причем преподаватели утверждают, что брать в него будут только после 9-го класса, а по окончании 11-го поступить будет уже нельзя. Выпускники училища пойдут в бакалавриат и магистратуру Академии, хотя прежде их с удовольствием принимали и другие музыкальные вузы, в том числе Московская консерватория.

Слияние училищ с вузами в эпоху оптимизации стало повседневностью. Минобрнауки в течение этого года реорганизовало порядка 30 учебных заведений. Ко ВГИКу прикреплены четыре кино-технических колледжа. Центральная музыкальная школа Петербурга включена в состав консерватории, а Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова поглотила и преобразовала в свои филиалы училища в Нижнем Тагиле, Кунгуре, Красном Селе, а также Московское училище прикладных ремесел.

Чиновники считают, что учащимся и педагогам средних образовательных учреждений полезно общение с вузовскими студентами и коллегами, чтобы знать, к чему стремиться в совершенствовании своих знаний и умений. Но, следуя этой логике, можно дойти до слияния яслей с университетами.

Еще один аргумент от инициаторов воссоединения двух Гнесинок: когда-то институт и училище жили под одной крышей и составляли единое целое. Но ведь оба учебных заведения развивались, расширялись, вырабатывали свои традиции и методики преподавания и поэтому были разделены. Сейчас же их опять хотят подстричь под одну гребенку.

Но больше всего пугают преподавателей Гнесинского училища обстоятельства реорганизации. Летом все готовились к перевыборам директора, была назначена, а затем перенесена дата голосования. И вдруг как снег на голову - приказ министра Авдеева: оптимизировать ссуз путем присоединения к академии.

Гнесинцы - не театралы, на акции протеста идти не собираются. Они лишь пишут во все инстанции и жалуются на грядущие перемены журналистам. А реорганизация идет своим чередом, под успокаивающие мантры чиновников. Глава комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев обещает проконтролировать, "чтобы были сохранены рабочие места, чтобы студенты получили возможность в этом учебном году не прерывать обучение ни на какое время, чтобы преподаватели реализовали свои творческие планы в полном масштабе". Директор департамента науки, образования и информационных технологий Минкульта Олег Неретин заверяет: финансирование училища сохранится. Но что-то неспокойно на душе у музыкантов. Фурсенко-авдеевская оптимизация сельских школ, библиотек, дворцов культуры и прочих островков духовности в России пока ничего хорошего не принесла.

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.