• Обменный курс USD по ЦБ РФ на 18.04.2024 : 94,3242
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 18.04.2024 : 100,2787

Нейтрино посрамило Эйнштейна

Новость о том, что специалисты итальянской лаборатории Гран-Сассо зафиксировали частицу, превысившую скорость света, облетела мир если и медленнее, то не намного. Нарушителем канонов Специальной теории относительности Эйнштейна стало нейтрино, которое, по заверениям ученых, прилетело к ним на ничтожную долю секунды раньше, чем следовало. Коллеги итальянцев по всему миру восприняли это сообщение в штыки. Ведь если оно подтвердится, то всю физику последних ста лет можно выбрасывать на помойку.

Одним из фундаментальных постулатов Специальной теории относительности, обнародованной Альбертом Эйнштейном в 1906 году, является невозможность для любого материального тела двигаться со скоростью более высокой, чем скорость света. На этом базируется все современное научное знание. Поэтому сегодняшнее сообщение итальянских физиков из Национальной лаборатории Гран-Сассо, которые при помощи детектора OPERA будто бы зафиксировали превышение скорости света пучком элементарных частиц - нейтрино, который к ним направили коллеги из Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН).

Читайте также: Коллайдер по-русски: деньги есть, людей нет

Суть эксперимента сводилась к тому, чтобы подробнее изучить процесс превращения одного вида нейтрино в другой. На сегодня обнаружены электронное нейтрино, мюонное и таонное. Известно, что эти частицы свободно преобразуются друг в друга, поэтому ученых интересовало, как часто это происходит. Поэтому из суперпротонного синхротрона ЦЕРНа в Женеве в детектор лаборатории Гран-Сассо, который располагается под итальянской Перуджей в 730 километрах от швейцарского исследовательского комплекса, был направлен пучок мю-нейтрино.

Эти частицы получили свою название из-за того, что практически не взаимодействуют с веществом, поэтому их пучок можно без всяких потерь направить прямо сквозь толщу земной коры. Что и было проделано. В результате итальянский детектор зафиксировал искомые тау-нейтрино, но когда физики-ядерщики изучили детали эксперимента, им стало совсем не до пресловутого превращения частиц. Оказалось, что пучок индексируется "Оперой" на 60 наносекунд раньше физически возможного срока. Скорость нейтрино была выше световой! Конечно, первым делом ученые предположили экспериментальную ошибку и, чтобы исключить ее, повторили опыт еще 15 тысяч раз. Однако пока никаких погрешностей обнаружить не удалось.

Понимая, что их открытие ставит под сомнение развитие физической науки за последние сто лет, исследователи Гран-Сассо и ЦЕРНа решили обождать с сенсацией.

Читайте также: "Кеплер" увидел новое Солнце

"Это открытие настолько потрясающее, что сейчас все должны быть очень благоразумными", - приводит агентство Reuters слова одного из участников эксперимента, Антонио Эредитато из Бернского университета. Поэтому его соратники обратились к своим коллегам из других научных центров - перепроверить полученные данные.

Первыми на призыв европейцев откликнулись сотрудники американской Национальной лаборатории имени Энрико Ферми - Fermilab, давние соперники ЦЕРНа в изучении микромира, в распоряжении которых находится Tevatron - ускоритель, подобный Большому адронному коллайдеру, хотя и уступающий ему по параметрам.

Но зафиксированное итальянцами поведение нейтрино настолько выбивается из канонов академической науки, что многие представители научного сообщества отвергли их открытие как невозможное в принципе, не дожидаясь новых данных.

"Эти результаты - следствие систематической ошибки в измерениях. Я бы не стал клясться женой и детьми - им это не понравится, но могу поклясться собственным домом", - приводит издание ScienceNOW слова американского физика Чен Кен Джуна из Университета Стоуни-Брук.