Курсы валют: USD 09/12 63.3901 -0.5213 EUR 09/12 68.2458 -0.2544 Фондовые индексы: РТС 10:18 1101.71 0.39% ММВБ 10:18 2214.35 0.33%

"Фауст" у нас не прокатит?

 Фауст  у нас не прокатит?
Культура | 12.09.2011


Триумф переживающего не лучшие свои времена российского кинематографа и классической литературы: главный приз Венецианского международного кинофестиваля - вожделенный Золотой лев - достался картине "Фауст" Александра Сокурова. И хотя неожиданная, но тем более радостная победа могла бы стать для отечественных прокатчиков и зрителей напоминанием о том, что наше кино тоже заслуживает внимания, выход кинофильма на российский рынок и ее успех на нем пока остаются под вопросом. А вот западная пресса в восторге.


Награждение "Фауста" - событие знаковое. И не только потому, что с последней победы российского фильма на Венецианском кинофестивале прошло уже восемь лет (в 2003 году Золотой лев достался картине "Возвращение" Андрея Звягинцева). Просто решение жюри стало для создателей картины полной неожиданностью. В преддверии престижного международного конкурса режиссер Александр Сокуров заявлял, что не рассчитывает на призы, так как "Фауст", на его взгляд, слишком сложен для рядового зрителя. Он, по его собственному признанию, согласился участвовать в фестивале только в целях раскрутки фильма.

Однако его опасения не оправдались: в минувшую субботу фильм получил две альтернативных награды - награду экуменического жюри (она же SIGNIS) и Future Film Festival Digital Award. Кроме того, именно ему суждено было получить главный приз конкурса - Золотого льва. Председатель жюри фестиваля Даррен Аронофски назвал "Фауст" одним из тех фильмов, после просмотра которых меняется каждый.

"Я, конечно, взволнован: он (Золотой лев) такой маленький, и такой длинной дорогой пришлось идти, чтобы он оказался в моих руках. Должен сказать, что я счастлив, что живу в кинематографе и что мы все любим и можем понять друг друга", - цитирует РИА Новости слова Сокурова, сказанные на церемонии награждения.

Читайте по теме: Венеция влюбилась в "Фауста".

Путь к победе и вправду оказался нелегким: для съемок фильма специально был выстроен городок недалеко от Праги, а денег, выделенных на картину, едва хватило на озвучку. Однако усилия оказались не напрасными. Сегодня самые авторитетные издания Европы продолжают наперебой обсуждать итоги конкурса.

Немецкие газеты практически в один голос отмечают, что картина Сокурова является довольно вольной - но очень сложной - интерпретацией произведения Гете. "Награжденный Золотым львом "Фауст" Александра Сокурова, без сомнения, веха в развитии всего, что связано с кино. При всей своей прочей силе он мучает слабопорнографическими крупными планами холма Венеры Гретхен, антисемитскими ассоциациями, связанными с образом черта, раздающего деньги, большим количеством намеков на Фридриха Вильгельма Мурнау (немецкий режиссер немого кино - прим.ред.) и "демонический экран" немецкого киноэкспрессионизма и соскальзыванием в фэнтэзи из сахарной ваты (общий план города и земли в начале выглядит так, как будто бы от финального монтажа "Властелина колец" Питера Джексона остался материал, который русский режиссер с благодарностью вплел в своего монстра по мотивам Гете). Для произведения характерна такая перегруженность, с которой венецианская полиция вряд ли пустила бы человека перейти через мост", - так прокомментировала успех российской кинокартины немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung (Dietmar Dath, Und gruen des Lebens goldner Film).

Кто-то приписывает удачу картины самому сюжету, который до сих пор не утратил своей актуальности. "То, что награда венецианского кинофестиваля Золотой лев была присуждена "Фаусту" - импрессионистскому фильму российского режиссера Александра Сокурова - последний сигнал того, что легенда из шестнадцатого века не потеряла своего глубокого потенциала", - пишет британская Independent в статье The devilish charm of a classic story with devilish charm ("Дьявольский шарм классической истории с дьявольским шармом").

 Сам режиссер объяснил свою победу совсем по-другому. "Произошел тот случай, когда мы оказались поняты. Это бывает не так уж часто", - заявил Александр Сокуров журналистам. Не скрывая радости, принесенной ему победой, режиссер призвал реформировать престижные кинофестивали и отказаться от присуждения премий. "Мне много раз приходилось говорить, что конкурсная система фестивалей класса А себя изжила. Надо придумать новую систему киновыставок и, опираясь на опыт Венеции, создавать именно киновыставки, а не конкурсные соревнования. Конечно, это может не понравиться журналистам. Но, поверьте, меньшинство не всегда заблуждается", - убеждал публику Сокуров.

Читайте также: у Сокурова нет денег на прокат "Фауста" в России.

Теперь многих волнует вопрос, какая судьба ждет "Фауста" на отечественном кинорынке. Пока что речь шла о том, чтобы показать его на одном из центральных телеканалов. Что касается проката, то, как заявлял продюсер и композитор фильма Андрей Сигле, до сих пор заинтересованность в нем проявляли только за рубежом. Станет ли победа на престижном международном киноконкурсе достаточным аргументом для отечественного кинопрокатчика и дойдет ли фильм в результате до российского зрителя? Хотелось бы верить, что да. Ведь после победы на острове Лидо будет вдвойне обидно, если "Фауст" получит признание только на Западе, а российская публика, повинуясь непонятной логике жизни, будет продолжать смотреть импортные фильмы массового потребления.

Александра Полякова
Код для вставки в блог

Новости партнеров