Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 20.10.2017 : 57.2721
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 20.10.2017 : 67.3577
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 20.10.2017 : 75.519
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 20.10.2017 : 44.8784

Культура

Венеция влюбилась в "Фауста"

Под занавес Венецианского кинофестиваля с оглушительным успехом прошла премьера "Фауста" Александра Сокурова. Картину, завершающую тетралогию питерского режиссера о природе власти, съехавшиеся на Мостру киноманы встретили овациями. Теперь новая работа признанного классика российского кино считается одной из главных претенденток на главный приз киносмотра - Золотого льва Сан-Марко. А ведь еще несколько месяцев назад казалось, что "Фауст" вообще не будет закончен. Спасла картину ее "социальная значимость".

Традиционно жюри старейшего в мире кинофестиваля относится к отечественным кинематографистам с особым расположением. Только за последнее десятилетие призы Мостры в различных номинациях получили Ирина Евтеева и Рустам Ибрагимбеков, Алексей Герман-младший и Алексей Федорченко, Андрей Кончаловский и Никита Михалков. А "Возвращение" Андрея Звягинцева стало в 2003 году настоящим триумфатором фестиваля, получив и "Золотого льва" за лучший фильм, и приз Луиджи Ди Лаурентиса за лучший дебют. Так что шансы Александра Сокурова быть отмеченным жюри итальянского смотра более чем реальны. К тому же тамошняя взыскательная публика, похоже, просто в восторге от его последней работы. Финальные титры "Фауста" сопровождались оглушительными овациями, зрители долго не спешили покидать зал.

"Такого накала страстей здесь не помнят. До сих пор фаворитами у кинокритиков были "Опасный метод" Дэвида Кроненберга и "Мартовские иды" Джорджа Клуни. Но показ "Фауста" все изменил. "Это именно тот фильм, который мы ждали - менее коммерческий, независимый, философский и эпохальный", перешептываются теперь в кулуарах Дворца Фестивалей", - передавал вчера корреспондент ТВЦ.

Читайте также: Золотой лев начинает охоту

Экранизация главного произведения великого немецкого поэта лишь отдаленно следует его канве. Тем более что Сокуров ограничился лишь первой частью трагедии: фильм завершается совращением Маргариты. В этом смысле "Фауст" стоит особняком среди остальных частей тетралогии - "Молох", "Телец" и "Солнце". Если в них режиссер исследует личность во власти, то Фауст властью еще не обладает. Напрашивается вывод, что на самом деле четвертая часть выступает логическим началом властной эпопеи. Герой Сокурова, как и герой Гете, стремится постигнуть сокровенные тайны духа.

При этом фильм начинается с тягостного своей детальностью зрелища аутопсии. Кропотливо изучая человеческие органы, доктор пытается обнаружить вместилище души. Не сумев утолив свою жажду, пытливый искатель надеется найти успокоение в радостях плоти, в объятьях прекрасной Гретхен, для чего и подписывает контракт с Мефистофелем. Не найдя его и там, он разочаровывается не только в устремлениях обычного человека, но и в основанной на духовности морали, ведь даже продав душу дьяволу, он не обрел покой. И здесь начинается история диктатора - Гитлера и Ленина. А никчемная судьба императора Хирохито - ее логический финал.

Читайте также: На Стуруа нацепили маску фон Триера

"Сценарий написан по легендам о докторе Фаусте, а от Гете мы взяли мотив соблазнения Маргариты, мимо которого любому драматургу будет очень трудно пройти. Мы делали современную картину о современном человеке. "Фауст" - картина, завершающая тетралогию фильмов о власти, в которую вошли "Молох", "Телец" и "Солнце". "Фауст" дает ответ об источнике зла. Такой, по крайней мере, был у нас замысел. Я писал этот сценарий, постоянно думая о том, что если раньше черт бегал за человеком, то сейчас уже к нему стоит длинная очередь людей, желающих продать свою душу. Но черту это не нужно, ему все надоело. Когда мы начали работать над фильмом, то появилась еще одна, более глобальная, метафизическая тема - о разрыве человека не только с Богом, но и с Сатаной. Мы хотели показать разрыв современного секулярного человека с какой-либо метафизикой вообще, - рассказал в интервью "Труду" сценарист фильма Юрий Арабов.

Читайте также: Михалков воцарится в Лужниках

"Фауст" не только завершает эпопею Александра Сокурова о власти. Сами его съемки обернулись настоящей эпопеей. Финал тетралогии стал самым дорогостоящим проектом в карьере питерского режиссера, на его съемки было затрачено более девяти миллионов долларов. Александр Сокуров надеялся показать свою новую работу еще в Каннах, но в апреле у постановочной группы кончились деньги. Так что на главный мировой киносмотр "Фауст" не попал. Не попал бы и в Венецию, если б в самый последний момент Фонд кино не выделил деньги.

По мнению Юрия Арабова, этот казус в очередной раз подтвердил, что реформа отечественной киноиндустрии провалилась. "У нас появились продюсеры, которые постоянно говорят, что в России нет хороших сценаристов, что нужно приглашать специалистов с Запада, хотя на самом деле они озабочены только одним: как перенести телевизионный формат на большой экран. Телевидение отработало модели уничтожения эстетики и мышления. Вместо мышления - релаксация. Именно эту релаксацию вне художественного осмысления продюсеры, часть которых вышла из гвоздичного и мебельного бизнеса, пытаются перенести в кино. Да и сами продюсеры у нас особые: они не достают деньги, а распиливают государственный бюджет. Этой реформе уже три года, и можно смело сказать, что она не работает. Все это делается под благородным предлогом вернуть зрителей в кинозалы, но эти инициаторы реформы не понимают, что телесериалы смотрят домохозяйки и пенсионеры, которые не пойдут в кино", - отметил кинематографист.

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.