Курсы валют: USD 27/05 56.756 0.6859 EUR 27/05 63.6689 0.6573 Фондовые индексы: РТС 10:18 1075.34 0.21% ММВБ 10:18 1938.96 0.24%

Кто ответит за "Булгарию"?

Кто ответит за  Булгарию ?
Страна | 15.08.2011


Если кто и надеялся, что по итогам крушения "Булгарии" полетят светлые чиновничьи головушки, то крупно ошибался. Правда, поначалу волжские надзорные органы выписали четверым ответственным лицам дисциплинарные взыскания, но вмешался Ространснадзор и отменил все кары до окончания своего расследования. И вот оно завершено, причина гибели теплохода и сотни с лишним людей установлена. Разумеется, к должностным лицам, выпустившим ветхую посудину в речной круиз, вердикт не имеет никакого отношения.

"Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна", - говорится в официальном заключении, опубликованном сегодня на сайте Ространснадзора.

Иными словами, виновники трагедии в Куйбышевском водохранилище - это хозяин злополучной "Булгарии", капитан и экипаж. Оказывается, решающим фактором в гибели теплохода стали открытые бортовые иллюминаторы, через которые в помещения ниже главной палубы попала вода. Вот и все: проверили бы, заставили бы людей закупорить каюты и сидеть в духоте, глядишь, остались бы живы. В машинном отделении, кстати, тоже иллюминаторы не были задраены, а там безалаберных пассажиров не было - только члены экипажа. Действительно, если б знали заранее, как все обернется, лучше сидели бы и не дышали. Но и проблема-то как раз в том, что никто ничего не знает заранее. Такая уж у нас страна.

Читайте также: "Булгария" утянет виновных на дно.

Но на самом деле есть и еще одно обстоятельство, сыгравшее определенную роль в судьбе теплохода. Члены инспекционной комиссии, обследуя поднятое со дна судно в доке, обнаружили в его корпусе четыре отверстия общей площадью 44 квадратных сантиметра - прямо в том месте, где располагается цистерна для сбора сточных вод. Как конкретно эти дыры сказались на горькой участи "Булгарии", в отчете Ространснадзора не упомянуто. Но даже обывателю понятно, что решето на плаву не держится. Про крен судна неоднократно говорили пассажиры - те, которые плавали на предыдущих рейсах. А он как раз и возник из-за того, что под обшивку заливалась вода.

Когда появились эти пробоины, точно не установлено. Журналисты знали о них давно: "Московский комсомолец" выведал у специалистов Средне-Волжского филиала Российского речного регистра, что "Булгария" пострадала незадолго до своей гибели, прямо в тот же день, когда двигалась задним ходом в порту Болгары. Правда, потом глава управления взаимодействия со СМИ СК РФ Владимир Маркин выступил с опровержением. Он заявил, что подобные анонимные источники (а эксперты, дававшие интервью, пожелали остаться неназванными) пытаются снять уголовную ответственность с тех должностных лиц, которые повинны в гибели судна и людей.

Впрочем, как выяснилось в итоге, никакие волжские специалисты не могут сравниться по этой части с федеральной службой - Ространснадзором, который сначала защитил от дисциплинарных взысканий четырех обвиненных в трагедии чиновников, а потом и вовсе фактически обелил их репутацию. Речь шла о том, что эти должностные лица, которым вменялось в обязанность контролировать техническое состояние судов, недобросовестно отнеслись к своей задаче и в итоге допустили катастрофу. Волжский Госморречнадзор собрался было их наказать, но тут вмешалась высшая инстанция - отменила все взыскания "до завершения работы комиссии по расследованию причин гибели теплохода и установления объективных обстоятельств трагедии".

Читайте по теме: "Булгарию" проводили в последний рейс.

И вот, наконец, причины трагедии установлены. Повинны в гибели 122 человек хозяин, капитан и экипаж "Булгарии". Будут ли привлечены к ответственности чиновники, которые выпускали судно-доходягу в рейсы, так и остается открытым вопросом. Предполагается, что материалы расследования будут переданы в Генеральную прокуратуру, которая и будет определять дальнейшую участь должностных лиц, пока избежавших возмездия.

Конечно, остается еще шанс, что они понесут наказание. Потому что после заявлений Ространснадзора о пресловутом "человеческом факторе" и вине хозяина с капитаном как-то плохо верится в то, что история получит продолжение по справедливости. Вспомнят потом, когда, не дай бог, еще что-нибудь случится.

Елена Никольская
Код для вставки в блог

Новости партнеров