Курсы валют: USD 25/01 59.2168 -0.2866 EUR 25/01 63.6225 -0.3199 Фондовые индексы: РТС 14:18 1148.71 0.97% ММВБ 14:18 2161.59 0.72%

Летающим живопыркам оторвут крылья

Летающим живопыркам оторвут крылья
Общество | 10.08.2011


После нескольких авиакатастроф, повлекших за собой человеческие жертвы, российские чиновники наконец озаботились безопасностью пассажиров. Вице-премьер России Сергей Иванов объявил настоящую войну маленьким компаниям, которые окрестил "живопырками". По его мнению, если у перевозчика меньше двух десятков однотипных самолетов, им вообще не место на рынке. Перемены грядут не только в небе: компенсации в два миллиона рублей планируется выплачивать за гибель пассажира на любом виде транспорта.


Российский вице-премьер выразил нешуточную озабоченность нынешним состоянием рынка пассажирских перевозок на всех видах транспорта. Трагедия затонувшей "Булгарии", падение самолетов, катастрофы экскурсионных автобусов - все это звенья одной цепи, которая связывает между собой недобросовестных перевозчиков. Если сами они не в состоянии обеспечить безопасность клиентов, эту сложную задачу возьмет на себя государство. "Я заставляю их это сделать", - заявил Сергей Иванов об авиакомпаниях, которые, по его мнению, просто не имеют права на существование.

Вице-премьер обнародовал новую схему работы авиарынка: "живопырки", в распоряжении которых находится менее 20 однотипных самолетов, лишатся права осуществлять регулярные рейсы и будут заниматься исключительно чартерами. "То есть авиаперевозчики, которые владеют двумя - шестью самолетами, не должны работать на рынке пассажирских перевозок, - пояснил Сергей Иванов. - Это разные рынки, рынки международных авиаперевозок, там работают нормальные компании".

Читайте также: в России отменены полеты всех Ан-12.

Ситуация с авиаперевозками в России действительно сложилась аховая. Практически весь объем пассажиропотока (98 процентов) приходится на десять компаний. Оставшиеся два процента делят между собой 120 перевозчиков, по большей части это региональные авиалинии, осуществляющие регулярные рейсы в провинции. В следующем году, с выводом из эксплуатации Ту-134 и Ан-24, у них возникнут большие проблемы - придется менять парк, а для некоторых это смерти подобно. "Часто приходится слышать, что парк нечем заменить. Это неправда, потому что "живопырки" не в состоянии заменить парк по определению, у них никогда денег нет, и они будут выжимать старый самолет, пока он не развалится", - негодует вице-премьер. По его мнению, гарантом целости и сохранности воздушных судов может служить их определенное количество - не меньше двадцати самолетов вместимостью, например, до 50 кресел, ведь на них отменены все пошлины.

Летающим живопыркам оторвут крылья. 2082.jpegТеоретически введение "паркового" лимита для мелких перевозчиков действительно способно положительно повлиять на уровень безопасности, поскольку у компаний будет возможность подменять борта один другим без особых проблем и текущих затрат. Но эксперты утверждают, что на практике эта идея неосуществима в том виде, в каком ее представляет Сергей Иванов. Потому что денег на покупку двух десятков однотипных самолетов у "живопырок" попросту нет. Да и не перевозят они столько пассажиров, чтобы эти машины были задействованы и когда-нибудь окупились. "Если компания работает в своей нише, базируется где-то на севере, например, им абсолютно незачем эти 20 однотипных самолетов", - цитируют "Вести" главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексея Синицкого.

Читайте также: Четыре версии катастрофы Ан-24 в Благовещенске.

Но даже если реальность превзойдет собою самые смелые ожидания новаторов и реформаторов, одной этой меры совершенно недостаточно для того, чтобы приблизить отечественный рынок пассажирских авиаперевозок к западным стандартам. Сергей Иванов настаивает на создании целой системы контроля рынка. В частности, предлагает запрещать "сомнительным компаниям" продавать билеты на полгода вперед. Это ограничение призвано уберечь потребителя от случаев, подобных банкротству злополучного "Континента".

За внесение изменений в сертификационные требования к коммерческим авиакомпаниям ратует и Росавиация, которая собирается тщательно проверять всех участников рынка в финансовом отношении и заранее выявлять проблемные "точки". На данный момент компенсировать гражданам деньги, потерянные в результате банкротства какой-нибудь фирмы, можно из специального бюджетного фонда страхования авиаперевозок, резерв которого составляет от одного до двух миллиардов рублей. "После грандиозного скандала с "Эйр Юнион" мы создали такой фонд, и из него мы можем пассажирам компенсировать расходы, если авиакомпания обанкротилась", - пояснил Сергей Иванов. Затронут перемены и другую сферу компенсаций - страховые выплаты в случае гибели пассажиров. Сейчас планка страхового покрытия составляет два миллиона рублей, но только для родственников жертв авиакатастроф. А вице-премьер считает необходимым распространить этот стандарт на все виды транспорта, включая речной и автомобильный, например, межрегиональные автобусы.

Так что, получается, с одной стороны государство намерено всячески ужесточать положение дел на рынке, дабы блюсти интересы потребителей. А с другой, разговор о выплатах на случай смерти пассажиров как-то навевает неприятные мысли. Но, возможно, расширение страховой платформы преследует совершенно иную цель - сделать страховщиков дополнительным гарантом транспортной безопасности.

Читайте также: "Булгария" утащит виновных на дно.

"Если бы в случае с "Булгарией" действовали современные нормальные цивилизованные правила страхования, то ни одна бы страховая компания не заключила бы в отношении этого теплохода страховой договор, и он бы просто не смог заниматься перевозками", - объяснил Сергей Иванов. Беда в том, что на просторах необъятной родины всегда находятся изворотливые люди, умеющие обойти все препоны на пути к прибыли. С трудом верится, что до тех пор, пока рисковать жизнями пассажиров, перевозя их на старых развалюхах, будет финансово выгодно, произойдут какие-то изменения.

Ирина Калугина
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров