Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 23.10.2017 : 57.5118
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 23.10.2017 : 67.8927
  • Обменный курс GBP по ЦБ РФ на 23.10.2017 : 75.5302
  • Обменный курс AUD по ЦБ РФ на 23.10.2017 : 45.0777

Наука

/image/article/9/4/9/1949.jpeg

"Союз" отправил шаттлы в прошлое

Произведенный отечественными специалистами запуск самого мощного в истории радиотелескопа - это несомненное достижение нашей космонавтики. Пока оно носит половинчатый характер, поскольку полное развертывание 10-метровой параболической антенны аппарата, зеркало которой состоит из 27 лепестков, завершится только сегодня, а первые данные с него поступят через три месяца.

"На сегодняшний день мы привели все системы в исходное, рабочее состояние. Идёт организация связи с Землёй. Пока ещё не раскрыли антенну, надо сначала чётко обеспечить ориентацию и питание аппарата. Мы должны научиться управлять прибором. Модели на Земле - это одно, но когда спутник в космосе и ты им управляешь, это совершенно другие эмоции", - приводит интернет-издание "Наука и технологии РФ" слова главного конструктора аппаратов серии "Спектр" НПО имени Лавочкина Владимира Бобышкина.

Только когда радиотелескоп выйдет на штатный режим работы, можно будет говорить о полном успехе проекта. Но на фоне последних неудач "Роскосмоса" со спутниками ГЛОНАСС и "Гео-ИК-2" само выведение сложнейшего аппарата на расчетную орбиту - огромная победа. Кстати, сама конфигурация этой орбиты уникальна: аппарат двигается по крайне вытянутой траектории. В апогее он удаляется от Земли на 340 тысяч километров, почти достигая орбиты Луны. А в перигее расстояние между спутником и нашей планетой составляет всего лишь 530 километров. Как полагают ученые, 10-метровая антенна космической обсерватории, двигаясь по такому вытянутому эллипсу и сканируя межзвездные просторы в радиодиапазоне с недостижимым прежде разрешением, которое составляет одну миллионную угловой секунды, выведет на качественно новый уровень наши знания о черных дырах и нейтронных звездах в Млечном Пути, о других галактиках и квазарах, а также регионах, непосредственно прилегающих к массивным черным дырам, о пульсарах и межзвездной плазме. Новая информация будет поступать ученым со скоростью 144 мегабита в секунду.

Читайте также: Бюрократы оторвали Луну от Земли

Надо отметить, что это гигантский объем уже вызвал некоторые вопросы у зарубежных партнеров проекта "Радиоастрон". Сопредседатель международного консультативного совета проекта Кен Келлерман из американской Национальной радиоастрономической обсерватории серьезно опасается того, что мощности 22-метрового радиотелескопа в подмосковном Пущино, который является главным наземным партнером космической станции, может не хватить.

"Радиоастрон" будет получать больше данных, чем сможет хранить на борту. Данные необходимо постоянно передавать на Землю. А при работе на прием одной Пущинской антенны, значительная часть данных, полученных телескопом, будет потеряна", - цитирует заокеанского астрофизика журнал New Scientist.

Но инициатор и руководитель "Радиоастрона", директор Астрокосмического центра Физического института имени Лебедева РАН (АКЦ ФИАН) Николай Кардашев постарался развеять опасения американца.

"Дело заключается в том, что мы договорились о станции слежения в южном полушарии, но при условии, что мы найдем деньги. Есть разные варианты. Это вопросы дипломатических переговоров, но аппаратура вся сделана. До какого-то времени данные будет получать только Пущинская антенна, - приводит слова ученого агентство РИА "Новости". - До начала полноценной работы аппарата будут в течение трех месяцев идти испытания. За это время будут решены все остальные вопросы. На данный момент у нас готова только антенна ПРАО. Всего нужно три станции, кроме Пущинской - в южном и в западном полушарии". Остается надеяться, что организационные неувязки не омрачат российским ученым радость от запуска уникального радиотелескопа.

"21 июля 2011 года завершился последний полет по программе Space Shuttle. В 13.57 по московскому времени корабль многоразового использования "Атлантис" с астронавтами НАСА Кристофером Фергюсоном, Сандрой Магнус, Рексом Уолхеймом и Дугласом Херли на борту приземлился на взлетно-посадочную полосу космодрома имени Кеннеди на мысе Канаверал. В тот момент, когда шасси корабля коснулись Земли, закончилась эра шаттлов, - говорится на сайте аэрокосмического агентства. - С сегодняшнего дня в мировом пилотируемом космосе начинается эпоха "Союзов" - эпоха надежности".

Действительно, за последние сорок лет российские космические корабли типа "Союз" не потерпели ни одной аварии. А одной из причин сворачивания программы Space Shuttle стала трагедия 2003 года, когда при заходе на посадку потерпел крушение челнок "Колумбия", похоронив под своими обломками семерых членов экипажа. Но дело не только в этом. Запуск шаттлов оказался невероятно дорогим удовольствием.

"Если инженеры, которые создавали летательный аппарат, работали с огромным чувством ответственности и создали чудо, то экономисты ошиблись раз в тысячу. Потому что при создании программы шаттлов была реклама, что как только появятся эти космические аппараты, возвращающиеся на землю на крыльях, так стоимость вывода в космос одного килограмма будет обходиться примерно в 100 долларов, - цитирует BBC заместителя главы РКК "Энергия" академика Бориса Чертока. - На самом деле, на шаттле вывод одного килограмма в космос достигал 25 тысяч долларов. Эта экономическая ошибка привела к тому, что сегодня мы являемся свидетелями окончания эпохи шаттла".

Но даже оставив космический извоз россиянам, Соединенные Штаты не собираются отдавать нам пальму космического лидера. Все равно основным пользователем отечественных кораблей будет NASA. А в 2016 году должен подняться в небо его собственный многоцелевой пилотируемый корабль, который сейчас разрабатывает компания Lockheed Martin на базе корабля Orion.

Читайте также: Коллайдер по-русски: деньги есть, людей нет

Тем временем высвободившиеся после завершения полетов космических челноков миллиарды американское аэрокосмическое агентство направит на развитие перспективных беспилотных проектов. Ведь как бы там ни было, но в научном и технологическом плане пилотируемая космонавтика доказала свою полную неконкурентоспособность по сравнению с автоматическими аппаратами. И все громкие открытия в астрономии последних десятилетий сделаны, к сожалению, не нашими учеными и не при помощи нашей техники.

"Как бывший астронавт и действующий директор NASA, я здесь, чтобы сказать вам, что лидерство США в космосе сохранится еще по меньшей мере полвека, потому что мы заложили надежный фундамент успеха и у нас нет права на неудачу", - приводит "Газета.ру" слова директора NASA Чарльза Болдена. Конечно, пока американские астронавты осваивают русский язык, но это не более чем тактический маневр. Это может нравиться или нет, но технологическому превосходству Соединенных Штатов пока бросить вызов не может никто.
"NASA уже организовало курсы русского языка. Я и сам учил русский. За восемь месяцев "полного погружения" я выучил язык в объеме, необходимом для полета. Сегодня передо мной открыты различные пути, я пока не знаю, какой из них выбрать. Уходя из NASA, я всем сказал "до свидания" до будущей миссии, я не сказал "прощайте", - цитирует итальянская La Reppublica астронавта Европейского и Итальянского космических агентств Роберто Виттори.

Гораздо важнее не то, на каком языке общаются обитатели вырабатывающей свой ресурс Международной космической станции, а то, на каком языке будут говорить колонизаторы Луны и Марса. И вот здесь перспективы языка Пушкина и Достоевского крайне сомнительны.

"Я считаю, что России как стране в целом необходимо иметь увлекающую все население стратегию. А уж космическая программа должна иметь стратегию, которая увлекала бы хотя бы всех, кто работает в этой области. В мое время была такая стратегия, но шла холодная война, и все было засекречено. Сейчас в России нет такой стратегии - только стратегия к обогащению. Идеология олигархов, "обогащайся", вкладывается в мозги нового поколения, и с этим надо бороться", - печально резюмировал Борис Черток.

Image

Как служилось в советском стройбате

«Королевские войска» или стройбат были настоящей легендой в СССР. Правда, скорее в плохом смысле слова – этого рода войск сторонились многие призывники, а военное руководство вообще выступало против его существования.