Курсы валют: USD 19/01 59.183 -0.2185 EUR 19/01 63.2252 -0.0612 Фондовые индексы: РТС 12:17 1135.56 -1.40% ММВБ 12:17 2156.82 -0.61%

Любимов променял славу на скандалы

Любимов променял славу на скандалы
Культура | 29.06.2011


Театр на Таганке - легенда советской эпохи. Вся страна следила за скандальными, на грани антисоветчины, премьерами Юрия Любимова, в которых блистали Высоцкий, Золотухин, Демидова и которые в годы застоя становились событиями не только культурной, но и общественно-политической жизни. С крахом коммунизма Театр на Таганке перестал быть оплотом нонконформизма. Не помогло и возвращение туда Любимова в 1994 году. Теперь легендарная труппа больше славится распрями между режиссером и актерами, чем громкими постановками.


Разгоревшийся на прошлой неделе очередной конфликт между 93-летним Юрием Любимовым, совмещающим посты директора и художественного руководителя Театра на Таганке, и его подопечными вылился в международный скандал, поскольку пришелся на зарубежные гастроли. В Праге во время открытой репетиции "Доброго человека из Сезуана" Брехта актеры потребовали у режиссера незамедлительной выплаты гонорара. Юрий Любимов назвал их выступление демаршем, но удовлетворить требование согласился, пообещав при этом больше никогда не работать с бунтовщиками и уйти из театра.

"С меня хватит этого безобразия, унижений, нежелания работать, а лишь получать деньги", - заявил маэстро.

Ему вторит его жена и заместитель в театре Каталин. "Разгонять он не будет. Не такие законы, что можно разгонять кого-то. Но после такого поведения артистов, которые представляли Россию и русский театр, он не намерен продолжать работу с ними. Вот и все. Так вести себя за границей нельзя. Он больше не ра-бо-та-ет. Он заканчивает сезон 15 июля, и до свидания. С него и с меня хватит", - цитируют ее "Новые известия".

Сами мятежные артисты, похоже, не придавали этим угрозам особого значения. Руководитель Таганки уже не раз говорил о желании уйти, объясняя его несогласием с политикой властей в отношении театров. "Я давно задумывался об уходе, потому что эти условия в последние годы очень сложны. И в смысле финансирования, и в смысле убеждений тех, кто мной управляет. Это управление культуры Москвы. Сейчас там переменилась власть, вы знаете. Новый мэр города - господин Собянин. Я у него не был, а со старым руководителем управления культуры Худяковым Сергеем Ильичом у меня отношения категорически не сложились. Так как он в общем-то пишет мне все задания, что я должен делать, чего не должен. И при абсолютной некомпетентности в вопросах, которыми он занимается, - все это делает мое сотрудничество с управлением культуры просто бессмысленным", - жаловался Юрий Любимов журналистам BBC в конце прошлого года.

Легендарный мастер уверен, что отношения с актерами можно выстраивать только на основе их беспрекословного подчинения воле режиссера. И добиться этого можно лишь введением в театре контрактной системы. "Существование репертуарного театра без контрактной системы невозможно. Потому что нет дисциплины, артисты бегают где-то подзарабатывать, там они получают в этих бесконечных сериалах гораздо больше денег. И поэтому они неуправляемы. Я не согласен с системой, что актер - соавтор со мной, это не так. Я сам делаю свои композиции, я сам собираю команду. И команда должна меня слушать. Театр не может себя обеспечить финансово - вот такой, репертуарный", - объяснял Любимов свою позицию.

Любимов променял славу на скандалы. 1808.jpegСкандал в Чехии, видимо стал для него последней каплей, и вчера основатель Театра на Таганке подал в комитет по культуре московского правительства заявление о досрочном расторжении контракта. Одновременно туда в качестве представителя актеров пришел народный артист России Валерий Золотухин. "Он передал письменное обращение коллектива, в котором была изложена просьба разделить в театре должности художественного руководителя и директора", - цитируют "Вести.ру" заместителя председателя комитета Андрея Порватова. - Мы встречались с Юрием Петровичем, я ему озвучил это пожелание артистов, но с учетом специфики истории театра на Таганке и всей ситуации он отклонил это предложение". Пока не совсем ясно, готовы ли чиновники еще что-то предлагать Любимову, хотя Порватов и обещал: его подчиненные постараются уговорить мастера остаться.

С 16 июля, вероятно, пост руководителя Таганки станет вакантным. Но знаменитый режиссер, не ослабляя напряжения в интриге вокруг собственной судьбы, сегодня подлил еще масла в развивающуюся вокруг своего детища драму. Он отказался продлить контракты 15 актерам, которые проработали в труппе меньше десяти лет, и еще пятерым сотрудникам администрации театра - главному бухгалтеру, двум помощникам режиссера, заведующему постановочной частью и инженеру по охране труда, работавшим по срочным договорам. Все они станут безработными одновременно со своим начальником.

"Юрий Петрович распорядился уволить так называемых срочников, у которых контракт истекает 15 июля, - цитирует "Комсомольская правда" актрису Таганки Татьяну Сидоренко. - Это нормальная практика - расторгнуть договор с артистом, а потом его вновь заключить. Но так как все мы находимся в жесткой ситуации, неизвестно, пролонгирует ли Любимов с этими артистами контракт. Проблема еще в том, что все наши спектакли, употребляя актерский сленг, "многонаселенные" - в них занято большое количество человек. Если артистов действительно уволят, то следующий театральный сезон невозможно будет начать. Это будет означать крах театра".

Но той Таганки не существует уже давно, уверен декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков. "Нет спектаклей, которые запрещают. Нет славы. И даже денег, которым слава - хорошая замена. А Любимов все тот же - Великий и Ужасный. Когда уже можно все - даже без величия и без нагнетания ужаса на подчиненных. Но только теперь все Величие и вся Ужасность Любимова давит не на членов Политбюро ЦК КПСС и Московский горком партии, а только на беззащитных актеров. А взамен - ничего. Даже денег. Юрий Петрович Любимов (которого раньше актеры любовно называли "Петрович" - с акцентом, как в фильме "Цирк", а теперь не знаю, как называют) пережил свою Славу, свое Величие и свою Ужасность. Пережил Цензуру, для борьбы с которой так нужны были Величие и Ужасность. Вот и весь сказ. Странно, что эта история тянулась еще так долго", - написал сегодня Третьяков в своем блоге.

В далеком 1963 году спектаклем "Добрый человек из Сезуана" начиналась история легендарного Театра на Таганке. Похоже, им она и закончится.

Сергей Подосенов
Код для вставки в блог

Новости партнеров