Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

Facebook поможет красиво умереть

Facebook поможет красиво умереть
Мир | 17.05.2011


Социальные сети, затягивающие в свой омут все больше пользователей, не только приковывают человека к компьютеру и отнимают большую часть свободного времени. Они и жизни могут лишить - в буквальном смысле. На днях первой жертвой новомодного хобби, порожденного популярной соцсетью Facebook, стал австралийский юноша Эктон Бил. Двадцатилетний парень погиб при попытке приобщиться к недавно появившейся забаве под названием "планкинг". Трагедия эта не на шутку перепугала общественность и полицию.


Раньше самым неприятным и наиболее опасным последствием присоединения человека к большой "социальной" семье была патологическая тяга к компьютеру и практически неизлечимая зависимость от виртуальной реальности. Но с недавнего времени начала прослеживаться тревожная тенденция: сетевые сообщества втягивают "новобранцев" в сомнительные развлечения, которые в итоге могут привести к самым плачевным последствиям. В лучшем случае - привить психологически податливым юзерам пару-тройку вредных привычек. В худшем - свести в могилу.

Речь идет не о сообществах, пропагандирующих курение, поедание фастфуда или прочие вредные здоровью пристрастия. Есть куда более серьезные "увлечения", грозящие незадачливым пользователям совершенно не виртуальной опасностью. Так, совсем недавно стало известно о существовании на просторах социальной сети Facebook множества занимательных сообществ почитателей бессмысленного и на первый взгляд безобидного увлечения под названием "планкинг" (от англ. planking - "досчатый настил").

Facebook поможет красиво умереть. 1671.jpegЕсли ввести в поиске "Фейсбука" ключевое слово planking, в списке найденного окажется немало групп со схожими названиями и, что немаловажно, практически одни и теми же пользователями. По сути, всех этих людей (коих в разных группах насчитывается более пяти тысяч) объединяет увлеченность фотографированием себя любимых в позе "доски". Все участники сообщества время от времени выкладывают в группу фотографии, на которых они или их друзья запечатлены лежащими где-либо вниз лицом. Наибольшим почетом и популярностью среди "планкеров" пользуются снимки, на которых герой сфотографирован лежащим без движения в экстремальной обстановке: на железнодорожных путях, на автостраде, в метрополитене, посреди парковки, на крыше высотного здания. Это специфическое развлечение среди его приверженцев именуется не иначе как "особым видом спорта", хотя на самом деле к спорту не имеет ровным счетом никакого отношения.

Если верить описаниям групп "планкеров" в социальной сети, то получается, что это сомнительное новшество обосновалось в Facebook совсем недавно - в начале 2011 года. Родиной экстремального молодежного хобби стала Австралия. И, возможно, никто за ее пределами так никогда и не узнал бы о существовании странного увлечения, если бы не трагический случай, произошедший с австралийцем Эктоном Билом. В погоне за ярким впечатляющим снимком 20-летний юноша улегся на перила балкона многоэтажного дома. Затея, призванная принести молодому человеку уважение "одногруппников", обернулась настоящей трагедией: "планкер" потерял равновесие, упал с огромной высоты и разбился насмерть. Его друг, который находился рядом и должен был сделать фото, не успел ничего предпринять.

Как того и следовало ожидать, после этого ужасного случая о молодежном увлечении "планкинг" заговорили не только на просторах Facebook, но и в прессе, всевозможных общественных организациях и, конечно же, в полиции. Австралийские правоохранители и вовсе забили тревогу. Ведь шуточное ли дело: люди гибнут из-за пристрастия к какому-то хобби, родившемуся в социальной сети. Не меньшую обеспокоенность новой модой среди молодежи выразили и психологи. Специалисты не исключают возможности распространения этой забавы посредством Facebook и среди пользователей в других странах. По мнению специалистов, вовлечению в эту "паутину" больше всех подвержены люди внушаемые.

Facebook поможет красиво умереть. 1670.jpeg"Думаю, участниками подобных движений движут те же мотивы, что и псевдосамоубийцами. Их привлекает демонстративная игра со смертью, которая обеспечивает внимание окружающих. К тому же при помощи социальных сетей ответную реакцию они получают куда быстрее и в гораздо больших масштабах", - поделился с корреспондентом NewsInfo руководитель психологического отдела центра "Рублево" Александр Князев. По словам эксперта, именно интернет-среда делает планкинг смертельно опасным. "Фотография, являющаяся доказательством очередного подвига того или иного смельчака, не передает всей опасности происходящего, ведь картинка на мониторе не может убить или покалечить, - поясняет наш собеседник. - Поэтому планкинг так быстро распространяется. Молодые люди и девушки считают для себя возможным повторить какой-либо трюк или придумать свой без всяких последствий". Но копировать чужие "подвиги" не слишком престижно, особенно с точки зрения продвинутой экстремальной молодежи. Соответственно, на первое место выходит так называемый фактор "самого крутого". После появления фотоснимка, герой которого висит на балконных перилах, уже, мягко говоря, не комильфо выкладывать на обсуждение свое бренное тело, вяло лежащее на мягком полу. "Вот и придумываются все более изощренные способы, которые позволят получить как можно больше "лайков" и "плюсодинов". Повышается и вероятность, что эта фотография станет для любителей риска последней", - констатирует Александр Князев.

Обеспокоенные гибелью юноши, стражи порядка решили приструнить молодежь - предупредили об опасности фотосъемки в определенных местах и ввели на этот счет штрафные санкции. Но пока все профилактические меры оказываются тщетными: приверженцы "планкинга" продолжают выкладывать в соцсети новые снимки, сделанные в самых необычных местах. Видимо, каждый считает себя любимчиком судьбы и уверен: "Уж со мной-то такого не случится". До Рунета экстремальное увлечение пока не докатилось, но, скорее всего, это лишь вопрос времени.

Психологи не перестают говорить о том, что социальные сети все больше и больше влияют на людей. Пока австралийцы "фоткаются" в опасных для жизни условиях, в Израиле поклонение "Фейсбуку" приобрело параноидальные масштабы. Тамошние жители - муж и жена - вознамерились назвать свою новорожденную дочку в честь опции "Лайк", позволяющей оценивать публикации пользователей соцсети. "Когда я опубликовал ее (дочери, прим. - ред) фотографию и имя в Facebook, я получил 40 "лайков". Учитывая то, что у меня чуть больше 100 друзей в сети, это довольно много", - рассказал отец малышки из городка Од ха-Шарон.

Родители девочки уверены, что имя "Лайк" малышке ничего кроме добра не принесет, так как оно фактически равноценно популярному имени Ахава (Любовь). Станет ли в современном обществе, помешанном на социальных сетях, доброй традицией называть отпрысков в честь детища Цукерберга - покажет время. Facebook, пожалуй, и не такому научит. 

 

Эллада Карибова
Код для вставки в блог

Новости партнеров