Курсы валют: USD 23/02 57.4762 -0.3828 EUR 23/02 60.4535 -0.7555 Фондовые индексы: РТС 13:18 1135.22 -0.94% ММВБ 13:18 2085.13 -1.01%

Газовая атака на бензиновый кризис

Страна | 07.05.2011


Во всем виноваты нефтяники. Такой вывод сделал Владимир Путин на заседании правительственной комиссии по вопросам развития ТЭК, разбираясь в причинах возникновения топливного дефицита в России. Теперь весь Кабмин ломает головы, как с наименьшими потерями выбраться из этой ситуации. Поскольку очевидно, что вне определенных условий картельный сговор не осуществился бы, на правительстве вина лежит немалая - оно с мощью танка давит на нефтегазовые компании, пытаясь сдержать рост цен на АЗС.


В конце апреля страна столкнулась с немыслимой проблемой - отсутствием топлива на автозаправках. Владимир Путин не стал дожидаться, пока локальные протесты обретут массовый характер, и предложил Кабинету министров совместно с Федеральной антимонопольной службой решить эту непростую экономическую загадку. "Мы в прошлом году заняли первое место по производству нефти, добыче нефти - 505 миллионов тонн, всех обогнали, даже Саудовскую Аравию. И мы не можем допустить, чтобы в нашей стране хоть где-то, в каком-то регионе, люди испытывали дефицит в нефти либо в нефтепродуктах. Нужно просто более гибко реагировать на те изменения, которые происходят на глобальном и, соответственно, на нашем отечественном рынке", - критиковал премьер своих нерадивых сотрудников на заседании президиума РФ.

Именно потому, что Министерство энергетики не знает, с какой стороны подступиться к топливному кризису, на взаимовыручку ему были брошены Минфин и ФАС. Но пока главы ведомств пребывают в раздумьях, нефтяные корпорации продолжают повышать цены на бензин, надеясь в оставшееся время успеть заработать побольше денег. "Ручное управление" Путина не станет панацеей в долгосрочной перспективе, и ограничение экспорта топлива еще аукнется государственному бюджету. А сейчас особенности налогового законодательства и регулярные попытки правительства сдержать рост цен на топливо делают реализацию нефтепродуктов на внутреннем рынке крайне невыгодной для монополистов, которые очень любят зарубежных импортеров.

Читайте также: Россия села на бензиновую диету

Что, собственно, подтверждает и министр финансов Алексей Кудрин, пытаясь вместе с главой энергетического ведомства Сергеем Шматко не заплутать окончательно в хитроумном лабиринте, выстроенном нефтяниками. Они подчинились приказу снизить цены, но, в свою очередь, стали выдавать на биржу крайне малое количество топлива. И вот Владимир Владимирович приказывает оставить топливный рынок в покое, скорректировать налог НДПИ и вообще подумать, так ли уж нужен рост акцизов. Сейчас в цене литра бензина 40-50 процентов приходится на налоги. А на заседании президиума еще и выясняется, что правительство, узнав о картельном сговоре, волевым решением запретило нефтяным компаниям проводить биржевые сделки по продаже нефтепродуктов с аффилированными структурами. Спрашивается, как при этом усидеть сразу на двух стульях?

Читайте по теме: ФАС идет по следу Шматко

Газовая атака на бензиновый кризис. 1629.jpegПоэтому Кудрин отклонил инициативу ФАС и премьер-министра снизить долговую нагрузку. Он считает, что все ранее придуманные механизмы работают вполне эффективно. Зато у Минфина есть встречное предложение - "оттянуться" еще и на газе. Оказывается, увеличение таможенной и налоговой пошлины на газовую отрасль сулит серьезную прибавку в государственный бюджет в размере 150 миллиардов рублей ежегодно. С 2011 года НДПИ на газ увеличили на 61 процент - до 265 рублей на тысячу кубометров, хотя буквально недавно все предполагали, что в следующие годы он будет лишь индексироваться на величину инфляции. Но уже в марте Кудрин сотоварищи предложил в 2012 году повысить НДПИ в 2,1 раза - до 530 рублей.

В итоге регионы продолжит лихорадить еще минимум месяц в связи с нестабильными поставками топлива на независимые автозаправочные станции. Сами нефтяники кричат, что в условиях подобной налоговой кабалы не имеют средств на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Даже "Газпром", почуяв, что ему грозит судьба ЛУКОЙЛа, "Роснефти", "Башнефти", ТНК-ВР и опасность изъятия дополнительной части доходов, уже заговорил о необходимости увеличить капиталовложение и сократить планируемые дивиденды. А свет в конце туннеля до сих пор не просматривается.

Беда в том, что правительство при всем своем неукротимом желании не может отпустить цены на топливо, особенно ставя нефтяным компаниям в пример их европейских коллег. Если российские нефтяники при формировании цен на бензин будут равняться на ЕС, то стоимость топлива на российских заправках взлетит до небес. Путем нехитрых подсчетов можно убедиться, что национальная экономика от таких рокировок вряд ли придет в довольство. Ввиду этого правительство начинает бесконечный сериал, в котором будет демонстрировать народу применение всего арсенала налоговых инструментов для победы над топливным кризисом.

Дарья Дерябина
Код для вставки в блог

Новости партнеров