Курсы валют: USD 25/03 57.4247 -0.0981 EUR 25/03 61.8636 -0.2323 Фондовые индексы: РТС 18:50 1124.66 0.03% ММВБ 18:50 2039.77 -0.55%

Фурсенко заблудился в трех предметах

Общество | 20.04.2011


Минобрнауки поставило личный рекорд: последний стандарт полного среднего образования был изменен им буквально за несколько часов. Едва появившись на официальном сайте ведомства, документ, который отменял навязанную школьникам монополию ЕГЭ и вводил третьим дополнительным экзаменом иностранный язык, "провисел" там всего несколько часов. А потом, как по мановению волшебной палочки, исчез безо всяких пояснений. На его месте возник текст, практически неотличимый от предыдущей, февральской редакции.


Что-то неладное в российской системе образования творится давно и хронически. Но в последние полгода Минобрнауки в буквальном смысле лихорадит. А заодно с ним и школы вместе с учителями, учениками и их родителями.

В начале, как водится, было слово - веское, авторитетное слово министра образования и науки Российской Федерации Андрея Александровича Фурсенко о введении нового образовательного стандарта. Первая его редакция вызвала самую натуральную панику: в список из четырех обязательных предметов угодили физкультура, основы безопасности жизнедеятельности, туманная "Россия в мире" и некий "индивидуальный проект". Ни русский язык, ни математика такой чести не удостоились, получив статус "предметов по выбору". Короче говоря, сплошная инновация. Шокированная общественность обратилась к президенту с открытым письмом. Собрали более 20 тысяч подписей, причем в числе противников идеи Фурсенко оказались около семи тысяч учителей и несколько сотен академиков и докторов наук.

Подействовало. Путин встретился с министром образования и мягко намекнул, что тот малость перегнул палку. "Вы знаете, как я люблю спорт и физкультуру, но если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом, то, мне кажется, они перестарались. У юристов это называется эксцесс исполнителя", - сказал глава правительства. Фурсенко торжественно пообещал, что новый стандарт будет принят только после досконального общественного обсуждения. И отправил его на доработку.

Читайте также: Обидеть Фурсенко может каждый

Три месяца спустя был опубликован второй вариант злополучного проекта. "К сожалению, далеко не все журналисты, прочитав прежний вариант стандарта, увидели, что обязательных предметов там вовсе не три-четыре, а девять-десять. То есть шесть-семь предметов по выбору старшеклассника, три - общие для всех плюс индивидуальный проект. Но теперь в стандарте мы просто прописали все это более четко и внятно", - заявил тогда один из разработчиков проекта Александр Кондаков, который, к слову, является доктором педагогических наук. Однако общественность усилий не оценила: несмотря на "более ясный и понятный язык", документ по сути остался все тем же.

И вот вчера была опубликована уже третья версия стандарта, которая действительно резко отличалась от предшествующих. Главной сенсацией стала прописанная в документе отмена монополии ЕГЭ: при сдаче выпускных экзаменов школьнику предложили самому выбирать форму испытания, на свое усмотрение. Можно тестирование пройти, можно по старинке билет вытянуть и ответить. Кроме того, к обязательным предметам добавился иностранный язык.

Не успели все обрадоваться концу засилья ненавистного ЕГЭ, как министерство неожиданно и резко дало задний ход. Текст революционного документа не продержался на сайте ведомства и суток, непостижимым образом испарившись уже к 17:00. Почему убрали? Уж точно не из-за того, что общественность возмутилась. Она, наоборот, поверила в лучшее и чуть было не пересмотрела свое мнение о господине Фурсенко.

Но, увы, рано радовались. Минобрнауки похерило собственный проект, даже не удосужившись прокомментировать свои противоречивые действия. "Сейчас на сайте находится актуальная версия документа, министерство ждет, что экспертное сообщество будет ее обсуждать", - вот и все объяснения, которых удостоились недоумевающие журналисты.

Попытался прояснить ситуацию господин Кондаков. Он заявил "Коммерсанту", что сам попросил Минобрнауки изменить выложенный на сайте документ, "чтобы не нарушать нормативную базу". И что они вовсе не собирались назначать иностранный язык третьим обязательным экзаменом. "Возможно, меня не совсем так поняли журналисты. Я говорил лишь, что было бы целесообразным зафиксировать знания и по иностранному языку".

Что сие значит в переводе с "минобрнаучного", никто так и не понял. Тем более что днем ранее в интервью "Российской газете" Кондаков вполне русским языком заявил о введении третьего обязательного экзамена по языку иностранному. "Устанавливаются три обязательных экзамена в формате ЕГЭ: русский и литература, математика и иностранный язык. Предполагаю, что добавление в качестве обязательного ЕГЭ экзамена по иностранному языку вызовет вопросы. Но сделано это не случайно, а по итогам многочисленных дискуссий", - сказал он.

Видимо, "итоги многочисленных дискуссий" были подведены преждевременно. Поскольку "третья-четвертая" редакция госстандарта по сути своей копирует две предыдущие. ЕГЭ, несмотря на многочисленные споры и протесты со стороны учителей, вузовских преподавателей и родителей (школьников никто не спрашивает), остаенется единственной возможной формой сдачи экзаменов. Разработчики по-прежнему настаивают на жестком профильном разделении предметов, но при этом объединяют русский язык с литературой, а алгебру - с геометрией.

Читайте также: Российскую школу добьют свободой выбора

Срок сдачи проекта приближается, но реальных изменений не наблюдается, а от попыток разработчиков привести его в якобы человеческий вид становится грустно. С горем пополам они справляются с изменением формы (например, вычеркивают "обязательные" и пишут "общие для всех"), но с содержанием все по-прежнему худо.

Реформа образования, каким оно является сейчас, безусловно, назрела давно. Школьная программа чудовищно перегружена, в ней накопилось совершенно неприличное число предметов "ни о чем", которые для нацеленных на поступление старшеклассников являются балластом. Обществоведение, этика, эстетика, краеведение - все это очень красиво звучит, но на практике на них банально "забивают", уделяя время более насущным и практически необходимым дисциплинам. Тому же иностранному языку, алгебре, истории, в конце концов.

Читайте также: Образование в нагрузку к патриотизму?

Физкультура, к слову сказать, также входит в "балласт", равно как и ОБЖ. Печальный опыт подсказывает, что "индивидуальный проект" с "Россией в мире" отправятся в ту же мусорную корзину. И как ни называй эти предметы, в число "общих для всех" надо включать вовсе не их. А как минимум историю и политическую географию, без которых просто невозможно адекватно ориентироваться в современном мире.

Разделение предметов по профилю, затеянное авторами проекта - дело, вообще-то, нужное и полезное. В нынешней программе действительно перевешивают предметы математического и естественнонаучного цикла, превращающие обучение детей с гуманитарными склонностями в пытку. Вопрос о том, насколько "технарям" нужно углубленное изучение литературы, тоже спорный. Я, к примеру, хорошо помню, как мой одноклассник, блестящий математик, победитель олимпиад и участник международных ученических конференций, написал в сочинении по "Преступлению и наказанию" Достоевского: "Плотность населения Петербурга увеличивалась, что способствовало нарастанию в Раскольникове напряжения"...

Однако форма, которую принимают попытки создать это профильное обучение, пока если не пугает, то откровенно настораживает. Не стоит, что бы ни говорил о "единых предметных результатах" господин Кондаков, объединять русский язык и литературу. Это разные предметы с разными целями, задачами и программами. Результатом их "скрещивания" станет помесь дога с носорогом - нечто неудобоваримое. И, как следствие, неизбежно упадет уровень знаний по обоим предметам. Об этом предупреждает, в частности, профессор МГУ, автор углубленного курса русского языка для 10-11-х классов Игорь Милославский.

Таким образом, пока все остается на уровне "надо". А новаторы под руководством господина Фурсенко не только не совершенствуют систему образования, но и гробят то хорошее, что в ней еще осталось.

Юлия Носкина
Код для вставки в блог


Рубрики

Культура, Наркотрафик, Наука, След в истории
Новости партнеров