Курсы валют: USD 28/03 57.0233 -0.4014 EUR 28/03 61.9615 0.0979 Фондовые индексы: РТС 18:50 1114.66 -0.89% ММВБ 18:50 2013.16 -1.30%

Собянин расчищает Москву от заводов

Страна | 07.04.2011


Смена руководства Тушинского машиностроительного завода и ЗИЛа могла бы остаться незамеченной, но мэр Москвы Сергей Собянин, встречаясь с лидерами столичных профсоюзов, сам акцентировал внимание на коррупции экс-директоров. Так, глава ЗИЛа и секретарь политсовета местной ячейки "Единой России" Константин Лаптев получал зарплату, сопоставимую с миллионными долгами перед рабочими. А глава Тушинского завода Александр Башилов просто отмывал деньги. Но почему они не в тюрьме, и что будет вскоре на месте предприятий-полубанкротов?


Разговор о ЗИЛе и ТМЗ на встрече Сергея Собянина с профсоюзами зашел с подачи лидера Горно-металлургического профсоюза Юрия Тимофеева. Он спросил вовсе не об автомобилях и не о коррупции. Его интересовала судьба промышленных зон Москвы, которые собираются реформировать. Что в этом случае будет с машиностроительными заводами, немыслимыми ни в одной столице цивилизованного мира, догадаться несложно. Урезание территории им обеспечено. Но этот непопулярный тезис из уст мэра не вырвался. Напротив, Собянин заверил, что не желает сокращения промышленного производства. "Это налоги", - пояснил градоначальник.

Однако ЗИЛ и ТМЗ - в последнее время это не столько налоги, сколько расходы. Оба предприятия принадлежат правительству Москвы и состоят на учете в арбитражных судах, где рассматриваются дела о признании их банкротами. Поэтому прежде чем решать вопрос о промзонах, Собянин намерен "разобраться" с машиностроительными заводами.

- ЗИЛ в последние годы показывал миллиардные убытки, а задолженность по зарплате достигала 200 миллионов рублей. При этом руководитель предприятия ежегодно получал зарплату 250 миллионов рублей. На Тушинском заводе проблем не меньше. На предприятиях происходила отмывка денег и вывод собственности.

Это заявление мэра города вполне могло бы стать поводом для уголовного преследования Константина Лаптева и Александра Башилова, которые при Юрии Лужкове довели вверенные им предприятия до "предсмертного" состояния. Но пока генпрокуратура ими не заинтересовалась.

Собянин расчищает Москву от заводов. 1441.jpegС директором "Завода имени И.А.Лихачева" заторможенность правоохранителей еще можно объяснить "свежестью" обвинений. Ведь Лаптев был отстранен лишь месяц назад. 28 февраля он еще проводил на заводе конференцию отделения партии "Единая Россия" Южного административного округа Москвы. Его доклад был посвящен грядущим выборам в Госдуму. Победу единороссов он назвал "главной стратегической задачей предстоящего года".

И в тот же день, 28 февраля 2011 года, арбитражный суд перенес на два месяца вперед рассмотрение иска ОАО "Вологдаметаллооптторг" о признании ЗИЛа банкротом. Вологодское предприятие уже взыскало с московского завода 24 миллиона рублей долга, а теперь требует еще три.

До этого столичный арбитраж зарегистрировал еще несколько заявлений о банкротстве АМО "ЗИЛ". Признать его несостоятельным требовали производитель лакокрасочных покрытий ЗАО "Эмпилс" из Ростова-на-Дону, "Ростовэнергоремонт", "Газпром межрегионгаз Москва". В прошлом году такие же иски подавали "Мобильные СтройТехСистемы", "ПромАп-Ресурс", нижегородский "НЕО Кемикал". Завод погасил долги перед этими кредиторами. Жаль, что у рабочих не было такого рычага, чтобы заставить Лаптева выдать зарплату. Теперь этот директор с большим опытом руководства машиностроительными предприятиями найдет себе другое тепленькое местечко, а разгребать долги поставлен 36-летний Игорь Захаров.

Собянин расчищает Москву от заводов. 1442.jpegВ похожей ситуации находится и Тушинский машиностроительный завод. 13 апреля будет рассматриваться заявление ООО "Капитал Инвест Холдинг" о признании крупного московского производителя автобусов и троллейбусов банкротом. Лужковский ставленник Александр Башилов смещен с должности директора ТМЗ еще в октябре. На его месте до середины марта продержался Сергей Иляшенко. Однако он не нашел понимания у подчиненных, которых начал сокращать, и не представил программу развития предприятия. Сейчас там царит безвластие.

Тушинский завод еще в сентябре попросил у столичных властей 750 миллионов рублей на развитие производственной базы. Однако в это время произошла смена власти в столице, и все бюджетные траты стали более тщательно проверяться.

При Лужкове ТМЗ и ЗИЛ были крупнейшим получателем господдержки. Тушинскому заводу в 2004 году правительство Москвы выделило пятилетний бюджетный кредит в размере 18 миллионов рублей на комплекс по переработке автопокрышек. Контрольно-счетная палата столицы через пять лет обнаружила, что средства расходовались неэффективно. Но это не помешало Лужкову выделить заводу еще 300 миллионов рублей субсидий.

ЗИЛ в попрошайничестве не отставал. Он получил из бюджета Москвы субсидию в размере 900 миллионов рублей в обмен на обязательства по стабилизации производственной деятельности и финансового состояния.

Последняя ревизия транспортного хозяйства Москвы, заказанная Сергеем Собяниным, указала на новое мошенничество руководства ТМЗ и московских чиновников.

Департамент транспорта и завод заключили контракт на модернизацию 70 трамвайных вагонов за 500 миллионов рублей. Мало того, что на эти деньги можно было закупить комфортные лимузины, так еще и этот контракт с небольшой разницей в цене был продублирован заводом с филиалом "Мосгортранса". За одни и те же вагоны Башилов хотел получить дважды из одного кармана.

Не уйди Лужков, двум заводам светил бы еще один крупный куш. Планировалось запустить на этих предприятиях сборку электромобилей для парков Москвы. Китайские модели уже есть в Царицыно, Серебряном бору и на Воробьевых горах. Юрий Михайлович мечтал о российских аналогах, собранных на ЗИЛе и ТМЗ. На реализацию проекта Департамент науки и промышленной политики столицы просил 300-400 миллионов рублей.

Увы, до рабочих щедрые транши Лужкова почти не доходили. Средняя зарплата у них - около 15 тысяч рублей, да и ту выдавали с большими задержками.

Но спасет ли ситуацию Собянин и, главное, как он собирается это делать? Профсоюзы обоих предприятий полагают, что скоро заводы просто закроют, а их территорию отдадут под застройку.

Константин Лаптев еще в 2005 году настойчиво продвигал идею сокращения производственных площадей ЗИЛа. "В городе Москве, где очень высокая заработная плата, где дорогая земля, иметь полномасштабный, полный комплекс автомобильного завода - это неправильно с точки зрения экономики. Мы предлагаем оставить здесь классический западный завод, который в себя включает штамповку, окраску и сборку", - заявлял он.

Несмотря на то, что Лаптев ушел, вряд ли новый менеджер откажется от этой идеи, тем более что ЗИЛ выпускает морально устаревшую технику. Профсоюз ожидает сокращения территории завода с 370 до 70 гектаров и увольнений.

Тушинский завод, работая по три дня в неделю и уже испытав на себе увольнение 399 человек, ждет такой же плачевной участи. Как предсказывает заместитель председателя Московской федерации профсоюзов Сергей Чиннов, предприятие исчезнет с карты столицы, если сейчас не заняться его судьбой. "Помните очень сложную ситуацию с подшипниковым заводом - мы выезжали, сокращали. Я сейчас проезжаю там и вижу: "Торговый центр "Дубровка". И где-то в закутке остался один цех. То же самое будет с ТМЗ", - заявил он на одном из профсоюзных заседаний в начале февраля.

Собянин, судя по его уклончивому ответу на вопрос о промышленных зонах и судьбе заводов, еще точно не решил, как именно он "разберется" с этими муниципальными предприятиями.

Светлана Болотникова
Код для вставки в блог

Новости партнеров