Курсы валют: USD 27/05 56.756 0.6859 EUR 27/05 63.6689 0.6573 Фондовые индексы: РТС 18:50 1073.04 -0.97% ММВБ 18:50 1934.25 -0.67%

Тобиас Мейер о секретах Sotheby’s

Культура | 05.04.2011


Аукционный дом Sotheby's - место, где вершатся судьбы великих произведений искусства. Под громкий стук аукционного молотка Тобиасу Мейеру удается продавать за миллионы, сотни и десятки тысяч долларов работы Пикассо, Фрэнсиса Бэкона, Марка Ротко и других гениальных художников. В интервью Newsinfo главный аукционист и глава отдела современного искусства фирмы Sotheby's Тобиас Мейер размышляет о современном искусстве, рассказывает о работе с мировыми шедеврами и называет секретные суммы известных полотен.

- День 15 сентября 2008 года обернулся банкротством для инвестиционного банка Lehman Bros, а для отдела современного искусства Sotheby's прибылью в 200 миллионов долларов. Только за продажу одной единственной картины Дамиана Хёрста... Вы предчувствовали такой расклад событий?

Тобиас Мейер о секретах Sotheby’s. 1411.jpeg- Постоянное противостояние эпох, жанров и поколений. Я не просто верю в великую  и доминирующую силу современного искусства, я, как запахи, улавливаю желания людей. Истинные коллекционеры стремительно скупают то, что им на самом деле нужно. Это равносильно тому, что вы чувствуете, словно кто-то смотрит вам вслед, и вы настолько остро ощущаете это, что поворачиваетесь и убеждаетесь, что были правы.  Если вы пресыщенный покупатель и берете, допустим, картины только для своей общей коллекционной массы, я не вступаю с таким человеком в быстрый контакт. Но если вы сидите на аукционе, ваши глаза горят от жажды обладания произведением искусства, я непременно почувствую это. Ну а картины Хёрста - настоящие современные шедевры. С успехом прогадать тут было практически невозможно.

- Какими суммами нужно обладать, чтобы коллекционировать предметы современного искусства?

- В течение долгого времени цены на современные предметы искусства варьировались в пределах стоимости машины. Но сегодня вы вряд ли что-то сможете приобрести в районе 20 тысяч долларов. Один модерн-шедевр может обойтись и в стоимость элитного пентхауса на Манхеттене. Ведь что происходит? Молодые художники раскрывают себя где-то через полгода с начала работы над первыми картинами. Работы, оцененные в 10 000 долларов два месяца назад, за ночь могут взлететь до 65 000 тысяч, через два года их можно будет оценить в 400 000, еще через пару лет - в 2 000 000 долларов. Поэтому у коллекционеров нет времени на передышку. Они просто не могут сидеть и выжидать, пока мир вынесет творческий вердикт художнику и назовет его  гением. Если человек баснословно богат, он, конечно, может себе позволить купить невероятно выросшую в цене картину за миллионы.  Умные и расчетливые люди оценивают талант перспективного мастера заранее и покупают его произведения искусства заблаговременно и по приемлемой цене.

- А как обстоят дела с мировыми шедеврами великих художников?

- В феврале мы выручили в районе 20 000 000 долларов за картину Сальвадора Дали. Это было событие месяца, поскольку люди еще год назад даже не хотели предлагать за нее и 5 000 000 долларов. Времена меняются, и судьба известных картин тоже. Я уверен, что именно в этом году желательно приберечь свои коллекционные произведения искусства. Если очень хочется продать картину и выручить за нее деньги, нет проблем, вот только в следующем году рассчитывать выкупить ее за ту же стоимость - как минимум глупо. Придется разориться вдвое.

Тобиас Мейер о секретах Sotheby’s. 1410.jpeg- На чем держится весь современный аукционный бизнес?

- В мире искусства могущество, деньги и любовь к шедеврам являются основными китами.  Если ты богат, ты могуществен. Как известно, и цены на произведения искусства договорные, если покупатель готов платить наличными. Почему Ларри Гагосян такой великий? Он не только умен, но еще и богат, умеет грамотно приумножать свой капитал.  Именно поэтому он великий коллекционер, знаток истинного арта и мегадилер.

- Почему современные виды искусства сейчас более востребованы на аукционах, чем классические мировые шедевры?

- Вспоминается история с французским художником Марселем Дюшаном. Известно, как он в 1917 году в магазине сантехники приобрёл писсуар. Расписался на нём, поставив свой псевдоним,  и представил в качестве экспоната на выставке.  Это произведение, получившее название «Фонтан», стало одним из самых известных у Дюшана. "Я швырнул им в лицо писсуар, и теперь они восхищаются его эстетическим совершенством", говорил он,  бросая вызов людской напыщенности и пустому традиционному искусству. Сколько коллекционеров перекупали этот писсуар Дюшана? Двое или трое. Остальные охотились за картинами мастеров 19 века.  Но в 80-е годы сначала в Америке, а в 90-е и во всем мире, деньги повернулись  к современному искусству. Когда я только начал работу в Sotheby's, я неоднократно слышал насмешки, наподобие того, как было возможно нарисовать такую ерунду и т.д.  Сейчас таких комментариев никто не допускает. Они приняли это как данность. И в самой простой, на первый взгляд, картине пытаются уловить глубочайший смысл...

- Другими словами, вкусы богатых людей изменились и современные произведения искусства стали баснословно дорогими...

Тобиас Мейер о секретах Sotheby’s. 1409.jpeg- Это как большой спорт. Сегодня миллионеры не пытаются изображать или вести псевдо-аристократический образ жизни с роскошным загородным домом, собственной конюшней и портретами своих лошадей, висящими над камином в гостиной. Ни в коем случае.  Они лучше повесят на своей стене полотна американского художника Джеффа  Кунса или английского мастера Дамиана Хёрста, в противном случае прослывут  безвкусными провинциалами.

- Вы всегда так были увлечены искусством?

- Сколько себя помню. Но если бы вы встретились со мной молодым, то вряд ли бы узнали. Я был очень странным. Всю свою молодость я интересовался только искусством, а не людьми. На самом деле все это из-за моей скромности. Если честно, я даже не знал, что это такое быть на виду у людей, пока не поехал в Нью-Йорк, потому что быть аукционером в Лондоне - этого мне было мало. Я до сих пор вспоминаю, как я взошел на трибуну, посмотрел в зал, на меня смотрели 1200 человек, они жаждали видеть меня, приветствовали, аплодировали. Мне было очень неловко. Я даже чуть не споткнулся.

- Если бы к вам обратились за советом, что бы вы сказали коллекционерам?

- Прежде чем бездумно купить произведение искусства, посоветуйтесь как минимум с двумя профессионалами в этом деле. Не следуйте моде как все, в противном случае ваша коллекция будет лишь одной из многих, а не индивидуальной и тщательно подобранной. Если вы коллекционируете  антиквариат, пусть в ваших советчиках будут лучшие эксперты в области искусства. Если же вам ближе современное искусство, сотворите из своих экспонатов и картин свой собственный музей. И будете уникальны.

- Скажите, чем вы занимаетесь помимо своей интересной работы?

- Если честно, на многое просто не остается времени. Я бы очень хотел сказать: «Ну что ж, выдался свободный денек, пойду-ка порыбачу». Но не случается. Моя мечта, которую в перспективе можно назвать и хобби, иметь большой дом в Италии и проводить больше времени на открытом воздухе.  И зная себя, скажу наперед, я себя вижу сидящим на террасе своего дома с книгой об искусстве в руках.

Олеся Бускенс-Гольцева
Код для вставки в блог

Новости партнеров