Курсы валют: USD 21/01 59.6697 0.3176 EUR 21/01 63.7272 0.5469 Фондовые индексы: РТС 18:50 1138.99 0.21% ММВБ 18:50 2159.96 -0.11%

Обидеть Фурсенко может каждый

Культура | 14.03.2011


Физик Андрей Фурсенко оказался лириком в душе и обиделся на эпитет "вопиюще некомпетентный", которым министра образования наградили Олег Табаков и Владимир Спиваков. Они требуют изъять из подчинения Минобрнауки все учебные заведения в сфере искусства, пока те окончательно не исчезли. О ранимости коллеги заявил глава "культурного" ведомства, бывший МИДовец Александр Авдеев. Он сам упрашивает технаря не рубить сплеча по юным художникам, музыкантам и артистам. Но дипломатия не помогает, коль пироги печет сапожник.


Когда на кону судьба будущего русской культуры, вспомнятся еще и не такие обидные слова, как "вопиющая некомпетентность" в отношении Минобрнауки. Несколько лет ведомство под управлением Андрея Фурсенко готовило новый закон об образовании. Сначала Министерство культуры вообще не было к нему причастно, хотя решалась судьба в том числе музыкальных, художественных, актерских учебных заведений. Потом создали межминистерскую коллегию, где сторонники культуры отстаивали право творческого образования на самобытность. И вроде бы их пожелания были учтены и должны появиться в проекте нового закона. Но то, что в конце концов попало в Государственную Думу, ужаснуло культурную интеллигенцию.

Волосы встали дыбом, например, от положения, согласно которому профессиональное образование детей должно начинаться не ранее 15 лет, после окончания девяти классов. Никаких балерин и пианистов, покоряющих мир, при таком подходе в стране просто не будет. Закроются уникальные Центральная средняя специальная школа при Московской консерватории, Московская государственная академия хореографии, школа имени Гнесиных и еще пять с половиной тысяч школ искусств в России.

Конкурс при приеме в школы, согласно законопроекту, отменяется. Но если для общеобразовательных учреждений это положение означает искоренение коррупции и неравенства, то в отношении творческих учебных заведений такая норма приведет к бесполезной трате усилий на бездарных в конкретной области учеников.

Еще одно новшество касается высших учебных заведений в сфере культуры. Их собираются болонизировать, разделив артистов на бакалавров и магистров. Кроме того, повышать свой профессиональный уровень им придется написанием диссертаций - вместо нынешней стажировки.

Против всех нововведений в отношении как творческого, так и общего образования уже полгода протестует блогосфера. Она награждает Фурсенко такими эпитетами, от которых у Авдеева, наверное, завяли бы уши. Но министр культуры остро отреагировал именно на открытое письмо шести деятелей культуры, среди которых Николай Петров, Олег Табаков, Владимир Спиваков, Владислав Казенин. Они жестко раскритиковали действия Министерства образования и категорически потребовали изъять школы и училища искусств из его ведения.

Читайте также: Письмо тандему: Спасите русскую культуру!

Этим "вотумом недоверия" Табаков, Спиваков и остальные подписанты обидели Андрея Фурсенко, причем незаслуженно, переживает Александр Авдеев. О своих волнениях министр культуры заявил в эфире телепрограммы "Вести в субботу" на канале "Россия".

Глава "культурного" ведомства считает, что проблемы, о которых упоминают авторы письма, коренятся не в системе подчинения школ, а в отсутствии хорошего законодательства. Кто бы спорил! Но ведь именно благодаря стараниям ведомства Фурсенко и возник законопроект, нивелирующий разницу между общим и творческим образованием.

Как рассказывал в интервью "Труду" бывший министр образования Александр Соколов, ныне ректор Московской консерватории, Минкульт сначала подготовил в законе отдельную статью под номером 161, которая в целом устраивала всех представителей отрасли. "И если бы статья сохранилась в таком виде, в каком была разработана в мае 2010 года, нам сейчас не о чем было бы разговаривать,- считает Соколов. - Но в дальнейшем Минобрнауки сократило ее по своему разумению, заодно поменяв номер на 132-й, и очень сильно деформировало".

Но грядущие перемены, наверно, пугали бы деятелей культуры не так сильно, как те изменения, которые уже постигли сферу творческого образования. Более 10 лет музыкальные и художественные школы в России приравниваются к кружкам самодеятельности. Их педагоги не имеют права на достойные зарплаты и учительские льготы. Кроме того, эти учебные заведения существуют за счет местных бюджетов и финансируются по остаточному принципу.

Авторы письма уверены: школам искусств не хватает заботы Минкульта. А вот глава этого ведомства так не считает. Авдеев признает, что не хватает им финансирования, и предлагает создать в законах лазейки, через которые можно будет помогать творческим учебным заведениям деньгами. "В конце концов, это важно с точки зрения мастерства управления, но не принципиально. Главное, чтобы деньги были", - объяснил он в телеэфире.

На вопрос о бакалавриате и магистратуре Авдеев ответил, что для обучения в сфере культуры они не всегда применимы. Более того, по его собственным словам, в Европе уже споткнулись об этот недостаток Болонской системы. "Вы видите, что происходит в Англии. Актерская школа распадается. То же происходит и в других странах Западной Европы, не буду их называть. Такой актерской школы, как у нас, в мире нигде нет. Ее можно разрезать пополам, недоучек назвать бакалаврами, переучек - магистрами, но мы разрушим систему", - признал он. Однако, заметил министр, сейчас на творческую сферу распространяется специальное постановление правительства, сохраняющее старую систему образования, а потому упреки в адрес Фурсенко, на его взгляд, необоснованны.

Ответил Авдеев и на претензии о том, что Минобразования не защищает выпускников хореографических, музыкальных и художественных училищ от армии. Действительно, это проблема для тех, кто уже в среднем профессиональном учреждении образования воспользовался отсрочкой, согласился министр культуры. И нужна некая "единая сквозная отсрочка". Но все, опять же, нужно решать законодательным путем, а не удалением Фурсенко, считает министр.

Почему же Авдеев встал на защиту коллеги? Не потому ли, что к нему самому накопилось немало претензий? Кто отдал в собственность РПЦ храмы-музеи, которые были достоянием всего русского народа? Кто сократил перечень исторических городов и кто, наконец, сейчас так слабо противостоит стандартизации культурного образования, затеянной Фурсенко?

Конечно, Авдеев имеет большой дипломатический опыт - посла в нескольких странах и замминистра иностранных дел. Но уместна ли его деликатность в данном случае, когда доктор физико-математических наук Андрей Фурсенко, большую часть жизни занимавшийся газодинамикой, космонавтикой и стратегическими научными разработками, берется управлять тем, в чем ничегошеньки не смыслит. Как объяснил Олег Табаков, подписывая нашумевшее письмо, "я всегда вспоминаю знаменитую истину, что каждый человек должен заниматься своим делом, и беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник".

Светлана Болотникова
Код для вставки в блог

Новости партнеров